Заполнение системы отопления теплоносителем: как заполнить водой или антифризом

Закрытые системы

Это системы, в которых жидкость не контактирует с воздухом вне системы. Имеют насос для принудительной циркуляции воды и расширительный бачок с мембраной. Более подробно о системе отопления с насосной циркуляцией мы уже писали здесь. Бачок представляет собой герметичную ёмкость, которая внутри разделяется на две части резиновой мембраной. В нижней его части находится теплоноситель, а в верхней – воздух под давлением в полторы атмосферы. Он давит на мембрану, в результате чего в системе устанавливается постоянное давление в 1,5 атм.

Расскажем, как заполнить закрытую систему отопления без ошибок. Лучше, чтобы работу выполняли два человека. Один будет заливать воду, а второй – следить за спуском воздуха из труб. Но если такой возможности нет, можно просто включить воду под небольшим напором. Трубы в этой системе имеют небольшой уклон вверх от котла, до верхней точки. В этой точке устанавливают клапан, через который выводится воздух.

Перед тем, как заполнить водой закрытую систему отопления, клапан следует открыть и подставить под него таз.

Далее трубы должны иметь небольшой уклон вниз, до нижней точки. В этом месте устанавливают кран для удаления воды из системы. Здесь же есть патрубок для закачки в неё воды (обычно располагается чуть ниже котла). Он оснащён обратным клапаном, который позволяет воде поступать внутрь, но препятствует её вытеканию наружу. Если к патрубку подведена водопроводная труба с краном, следует просто его открыть. Если такой подводки нет, подойдёт другой способ, как заполнить систему отопления: с помощью гибкого шланга. Его нужно подсоединить к водопроводной системе (например, к обычному крану в кухне) и к патрубку. Давление в системе водоснабжения должно быть чуть больше давления отопительной системы.

Когда трубы и радиаторы отопления заполнятся теплоносителем, а из клапана в верхней части системы начнёт стекать вода, его стоит перекрыть. Затем нужно спустить воздух из батарей (кранами Маевского). Воду перекрывают, когда после полного спуска воздуха её давление на манометре, встроенном в котёл, достигнет полутора атмосфер (или больше, если паспортом котла предусматривается большее давление в системе).

В двухконтурных котлах имеется в наличии модуль подпитки водой отопительной системы. Он содержит кран для закачки воды. Поэтому не будет проблем с тем, как заполнить систему отопления двухконтурного котла, ибо сделать это легко. Достаточно открыть кран (внизу котла). Через него произойдёт заполнение водой системы отопления дома. Хотя современные котлы и оборудованы системами автоматического сброса воздуха, они не устраняют весь воздух из системы. Поэтому установка клапана в верхней её точке обязательна.

При запуске газового котла проделывают ещё одну важную процедуру. Снимают с котла лицевую крышку, находят цилиндрический циркуляционный насос подкачки, у которого посредине есть съёмная крышка. Включают котёл, устанавливают на нём рабочую температуру. В насосе начинается бульканье из-за наличия воздуха. Его нужно устранить. Для этого слегка (не полностью) откручивают крышку с помощью отвёртки, пока изнутри не начнёт прокапывать вода. Как только это случилось, закручивают её назад. Ждут 2-3 минуты и повторяют процедуру ещё пару раз. Когда работа прибора станет тихой, включится электроподжиг. Котёл начнёт подавать тепло в рабочем режиме. Ещё раз смотрят на давление в системе, и если надо, ненадолго открывают кран подпитки.

На этом завершается заполнение водой закрытой системы отопления, и остаётся произвести её дополнительную отладку. Она заключается в том, что с помощью регулирующих клапанов на патрубках радиаторов можно немного прикрутить подачу тепла на батареи, которые расположены недалеко от котла, и увеличить его подачу на дальние радиаторы. Теперь не возникнет заминки с тем, как правильно заполнить закрытую систему отопления водой, и можно сделать эту работу самостоятельно быстро и качественно.

Замена воды на антифриз

Если в системе уже использовалась вода, а Вы хотите перейти на антифриз, то следует учитывать два обстоятельства.

Во-вторых. полностью удалить воду из системы отопления не удается никогда. Часть воды остается. Если залить просто подготовленный разведенный антифриз, то его концентрация будет недостаточной для надежной защиты от замерзания. Таким образом, нужно применять концентрат. Я обычно смешиваю концентрат с разведенным антифризом в соотношении 1:1. После заполнения системы нужно запустить циркуляционный насос (для системы с принудительной циркуляцией) или включить котел (для системы с естественной циркуляцией), чтобы теплоноситель хорошенько перемешался. Потом нужно отлить немного теплоносителя и измерить его плотность. Для измерения плотности есть прибор, который продается в большинстве автомагазинов. Этот прибор применяется для подготовки к зиме автомобиля (проверки свойств антифриза в системе охлаждения двигателя), но отлично подойдет и для наших целей. Если прибор показывает температуру замерзания ниже, чем нужно, например -50 градусов, ничего страшного, но если температура выше, чем нам нужно, то придется слить часть теплоносителя и заменить его концентратом. Слитый теплоноситель нужно утилизировать аккуратно, он ядовит, его не стоит выливать в септики и канавы.

Еще хочу обратить Ваше внимание на то, что разные антифризы могут быть несовместимы друг с другом. Бытует мнение, что нельзя смешивать красный состав с составом другого цвета. Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания

Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность

Это так, но на самом деле есть и другие нежелательные сочетания. Добавки разных марок могут реагировать друг с другом или просто снижать эффективность друг друга. К сожалению, производители не сообщают, с какими другими антифризами можно смешивать их продукт. Мой совет — выберите одну марку и используйте ее. Если же все таки появилась необходимость смешать, то смешивайте жидкости одного цвета и перед заливкой, отлейте немного теплоносителя из системы отопления, смешайте ее в банке с новым составом и посмотрите, не выпадет ли осадок, не помутнеет ли жидкость, не потеряет ли однородность.

Заполнение радиаторов отопления

Начинаем с системы радиаторного отопления. Включаем насос, доводим давление до двух атмосфер и идем спускать воздух из радиаторов. Воздух стоит начать гонять с нижнего уровня, так как весь воздух с нижнего этажа оказывается наверху, а вот обратно вниз уже не идет.

Воздух выгоняется очень просто, через краны маевского. Можно взять обычную шлицевую отвертку и открыть кран маевского за шлиц. Таким образом спускается воздух из крана. Воздух выпускается из всех радиаторов, из конвекторов воздух выгонять, как правило, нужды нет. Он оттуда улетает сам, потому что задержаться ему там нет никакой возможности.

После того, как воздух спущен, давление в системе падает, и нужно снова поднять его до двух атмосфер. После чего опять вернуться и стравить воздух. Потом уже можно включать котел. Обычно дается 60 градусов. И проходим по всем радиаторам, проверяя наличие неработающих.

Если с одного конца радиатор теплый, а с другого холодный, значит, в нем есть воздух. Удаляем его все тем же методом. Если радиатор полностью холодный, эта проблема тоже легко устраняется. Закрываются все радиаторы, которые работают, и насосу ничего не остается, кроме как гнать теплоноситель по трубам до последнего радиатора.

После этого необходимо довести давление в котле до нормы и на слух определить работу насоса. Если слышно периодическое проскакивание воздуха через крыльчатку, а при открытии обнаруживается выход пены, то необходимо от нее избавиться.

Выключаем насосы и даем возможность пене отстояться минут 15-20

Особенно важно это сделать на системах с незамерзайками. Пена превращается в пузырь воздуха. После чего снова запускаем систему и на радиаторах вылавливаем этот воздух

На этом заполнение системы отопления закончено

После чего снова запускаем систему и на радиаторах вылавливаем этот воздух. На этом заполнение системы отопления закончено

От чего зависит выбор теплоносителя

Существуют газообразные и жидкие теплоносители. Жидкий, в отопительных конструкциях — самый распространённый.

От условий эксплуатации напрямую зависит выбор той или иной жидкости, заливаемой в систему.

Холодной зимой есть опасность замерзания воды, что влечёт за собой разрывы в трубах.

Решением могут стать незамерзающие при низких температурах жидкости — допустим, антифриз.

Важно! Выбирайте теплоноситель ещё на стадии проектирования отопительной системы — от этого зависит и тип конструкции ОС, и параметры котла

Выбирая теплоноситель, обращают внимание на 3 фактора:

  1. Режим и условия эксплуатации отопления в течение года. Если зимой планируется круглосуточное отопление без перерывов газовым котлом — можно заливать воду, даже в условиях суровой зимы. Но если хозяева часто отсутствуют, или же используют электрокотёл, а с электричеством в регионе бывают перебои — то всё это сигнал к тому, что нужно заливать в ОС незамерзающие жидкости.

Внимание! При использовании антифризов и прочих «незамерзаек» делают усиленную герметизацию системы, потому что утечки теплоносителя небезопасны

  1. Температура максимального разогрева жидкости при работе с определённым котлом.
  2. Приемлемая частота смены теплоносителя. Антифриз полностью заменяют раз в 5 лет. Некоторые производители указывают на 3-летнюю периодичность.

При выборе жидкого теплоносителя специалисты советуют пользоваться такими критериями:

  1. Безопасность. Жидкость должна быть негорючей и нетоксичной при испарениях для живых существ.
  2. Высокая теплопроводность. Когда носитель максимально аккумулирует тепло от котла для отдачи его в радиаторах.
  3. Широкий диапазон работы. Чем шире расстояние между крайними точками — закипания и замерзания, тем лучше.

  1. Инертность к химсоставу труб и прокладок. Теплоноситель не должен вступать в реакцию с материалом элементов отопительной системы.
  2. Антикоррозийные свойства. Теплоноситель не должен вызвать коррозию и оставлять большое количество накипи в трубах и каналах котла и всей системы.
  3. Характеристики вязкости и текучести должны соответствовать готовности к дополнительным тратам. Следует учесть, что для жидкостей с повышенной вязкостью и пониженной текучестью ставят более мощные насосы в систему отопления.
  4. Стабильность химического состава. Теплоноситель не должен разлагаться на составляющие с течением времени или под воздействием температур, не давать осадков и менять своих характеристик: теплоёмкости, текучести, вязкости.
  5. Скорость и эффективность. Обеспечивать быстрый запуск СО и по максимуму перемещать количество тепла за минимум времени.
  6. Экономичность. Стоимость с учётом его доступности и сроков его полной смены в системе должна быть экономически оправдана.

Способы заполнения встроенный механизм и насосы

Насос для заполнения отопления

Как заполнить систему отопления в частном доме — используя встроенное подключение к водопроводу с помощью насоса? Это напрямую зависит от состава теплоносителя — вода или антифриз. Для первого варианта достаточно сделать предварительную промывку труб. Инструкция по заполнению системы отопления состоит из следующих пунктов:

  • Необходимо удостовериться, что вся запорная арматура стоит в нужном положении — вентиль слива закрыт также как предохранительные клапаны;
  • Кран Маевского в верхней точке системы должен быть открыт. Это необходимо для удаления воздуха;
  • Вода заполняется до того момента, пока из крана Маевского, открытого ранее, не потечет вода. После этого перекрывается;
  • Затем необходимо удалить излишки воздуха из всех приборов отопления. На них должен быть установлен воздушный клапан. Для этого нужно оставить кран заполнения системы открытым, следите чтобы вышел воздух из конкретного прибора. Как только из клапана потечет вода — его нужно перекрыть. Такую процедуру нужно сделать для всех приборов отопления.

После того как произошло заполнение воды в закрытой системе отопления, нужно проверить параметры давления. Оно должно составлять 1,5 бар. В дальнейшем для предотвращения протечек выполняется прессовка. О ней будет сказано отдельно.

Заполнение отопления антифризом

Перед тем как приступить к процедуре добавления антифриза в систему, нужно его подготовить. Обычно используют 35% или 40% растворы, но для экономии рекомендуется приобрести концентрат. Разбавлять его следует строго по инструкции, и только применяя дистиллированную воду. Помимо этого необходимо подготовить ручной насос для заполнения системы отопления. Он подключается к самой нижней точке системы и с помощью ручного поршня выполняется нагнетание теплоносителя в трубы. Во время этого необходимо следить за следующими параметрами.

  • Выход воздуха из системы (кран Маевского);
  • Давление в трубах. Оно не должно превышать значения 2 бар.

Вся дальнейшая процедура полностью аналогична вышеописанной. Однако следует учитывать особенности эксплуатации антифриза — его плотность намного выше, чем у воды

Поэтому следует особое внимание уделить расчету мощности насоса. Некоторые составы на основе глицерина, могут увеличивать коэффициент вязкости при повышении температуры. Перед заливкой антифриза необходимо заменить резиновые прокладки на стыках на паронитовые

Это значительно уменьшит вероятность появления протечек

Перед заливкой антифриза необходимо заменить резиновые прокладки на стыках на паронитовые. Это значительно уменьшит вероятность появления протечек.

Автоматическая система заполнения

Для двухконтурных котлов рекомендуется применять устройство автоматического заполнения системы отопления. Оно представляет собой электронный блок управления добавления воды в трубы. Устанавливается на входном патрубке и работает полностью в автоматическом режиме.

Главным преимуществом этого устройства является автоматическое поддержание давления методом своевременного добавления воды в систему. Принцип работы устройства заключается в следующем: манометр, подключенный к блоку управления, подает сигнал о критическом снижении давления. Автоматический клапан подачи воды открывается, и находится в таком состоянии до тех пор, пока давление не стабилизируется. Однако практически все устройства автоматического заполнения водой системы отопления имеют высокую стоимость.

Бюджетным вариантом является установка обратного клапана. Его функции полностью аналогичны устройству автоматического заполнения системы отопления. Он также устанавливается на входящий патрубок. Однако принцип его работы заключается в стабилизации давления в трубах с системой подпитки водой. При падении давления в магистрали напор водопроводной воды будет воздействовать на клапан. Из-за разницы он автоматически откроется до момента стабилизации давления.

Таким способом можно не только подпитывать отопление, но и осуществлять полноценное заполнение системы. Невзирая на кажущуюся надежность рекомендуется визуально контролировать подачу теплоносителя. При заполнении отопления водой обязательно открываются клапаны на приборах для выхода излишка воздуха.

Солевой раствор

Для отопительных систем открытого типа с естественной циркуляцией теплоносителя одним из возможных вариантов теплоносителя является концентрированный раствор поваренной соли, хлористого кальция или прочих минеральных солей. Он используется во избежание промерзания труб отопительного контура в зимнее время. Причем чем сильнее концентрация соли, тем ниже температура промерзания раствора.

Технические характеристики рассола:

  • довольно низкая теплоемкость – раствор с концентрацией соли в 30 % отдает 2700 Дж/кг·град;
  • малая вязкость;
  • очень высокая коррозионная активность – стальные трубы очень быстро «прогорают» от постоянного контакта с солью;
  • отсутствие токсинов;
  • коэффициент термического расширения – 0,03 %/град;
  • низкая цена соли.

Пример системы автоматической подпитки

На рынке представлена масса оборудования для решения вопроса подпитки систем отопления. Хотите получить автоматическую, бесперебойно функционирующую, надежную установку? Ее можно «собрать» из таких элементов:

  • емкости с резьбовой крышкой;
  • насоса-дозатора;
  • реле давления;
  • жесткой всасывающей линии с датчиком уровня;
  • воздушного клапана для выпуска воздуха;
  • штуцера для заливки теплоносителя в емкость, укомплектованного заглушкой (предотвращает попадание в емкость твердых частиц);
  • инжекционного клапана для присоединения к системе циркуляции;
  • гибкой трубки;
  • датчика нижнего уровня для сигнализации об отсутствии жидкости в емкости подпитки;
  • электрической мешалки, предотвращающей возможное разделение теплоносителя на фракции.

Грамотно смонтированный из вышеперечисленных компонентов узел будет высокоэффективен в отношении поддержания требуемого давления в отопительном контуре, а также полностью сочетаем с контуром кондиционирования помещений. Установка автоматически «устранит» все штатные потери в системах: по соединениям, по уплотнениям насосов, на арматуре. Она совсем «не капризна» в отношении теплоносителя: хорошо работает как с водой, так и с гликолесодержащими жидкостями.

Функционирует данный узел по такому принципу:

  1. Через штуцер либо горловину в емкость заливается вода/гликоль и вода в соответствующей пропорции/готовый раствор.
  2. Насос установки подпитки подключается к сети и с малой производительностью закачивает теплоноситель в систему, тем самым обеспечивая равномерное ее заполнение.
  3. При достижении давления в системе заданного значения подкачка автоматически прекращается.
  4. При падении давления реле включает насос, возвращающий системе стабильность.

Виды жидкостей: чем лучше пользоваться

В качестве теплоносителя используют разные виды жидкости.

Вода

Достоинства использования воды:

  • Высокая теплоемкость. Вода обеспечит комфортную температуру внутри помещения, даже если на улице мороз.
  • Низкая вязкость. Из-за этого насос при работе испытывает минимальную нагрузку, что гарантирует длительную эксплуатацию прибора.
  • Не вызывает проблем со здоровьем у пользователей благодаря отсутствию токсичности.
  • Небольшой коэффициент расширения при нагреве: всего 0,03%/град. Поэтому в конструкцию монтируют расширительный бак малого размера.
  • Доступная цена.

Однако вода вместе с кислородом вызывает коррозию металла, но такая проблема актуальна только для металлических труб.

Тосол

Тосол — это жидкость, которую используют для конструкций водяного охлаждения моторов машин. Но тосол применяют и в качестве теплоносителя для отопления частного дома.

Плюсы жидкости:

  • низкий коэффициент расширения при нагреве: 0,05%/град;
  • не вызывает ржавчины на металле благодаря присутствию в составе антикоррозийных веществ.

Недостатки тосола:

  • Высокая стоимость: от 60 рублей за литр в розничных магазинах и от 40 рублей при оптовых поставках.
  • Средняя теплоемкость. В доме с таким теплоносителем не всегда комфортная температура.
  • Высокая вязкость. Это создает большую нагрузку на насос, когда он работает и приводит к выходу прибора из строя.
  • Токсичность. Ядовитые вещества в составе теплоносителя неблагоприятно влияют на состояние здоровья пользователей.

Пропиленгликоль

Такая жидкость служит основой для производства незамерзающего теплоносителя. Ее достоинства:

  • отсутствие токсичности, поэтому использование пропиленгликоля безопасно для здоровья обитателей дома;
  • низкий коэффициент расширения: 0,05%/град;
  • препятствует образованию ржавчины благодаря антикоррозийным компонентам.

Недостатки жидкости:

  • Высокая цена: от 100 рублей за литр.
  • Низкая теплоемкость, поэтому в помещении с этим теплоносителем всегда прохладно.
  • Высокая вязкость. Это создает нагрузку на насос во время работы и сокращает его эксплуатационный период.

Фото 1. Теплоноситель Expert-30 Eco Profi, изготовленный на основе пропиленгликоля, производитель — ООО «ХимПром43».

Это совсем не сложно: пошаговая инструкция монтажа батарей отопления в частном доме с подключением

Эти показатели всегда должны быть в норме! Давление в системе отопления в частном доме

Доставит тепло во все уголки дома! Кирпичная печь с водяным контуром: особенности, порядовка

Рассол

В системах отопления применяют рассол поваренной соли и других подобных солей. Такой теплоноситель используют только в конструкциях открытого типа.

Плюсы жидкости:

  • Доступная цена: от 10 рублей за 1 кг.
  • Низкая вязкость, поэтому насос при работе испытывает минимальную нагрузку.
  • Отсутствие токсичности, что делает раствор безопасным для здоровья.
  • Небольшой коэффициент расширения: 0,03%/град.

Недостатки рассола:

  • Способствует образованию ржавчины на металле в короткие сроки даже без контакта с кислородом.
  • Низкая теплоемкость, поэтому рассол не обеспечивает равномерный обогрев помещения.

Важно! Для систем отопления, которые эксплуатируются весь отопительный сезон, рекомендуют использовать простую воду. Если конструкция периодически отключается, то специалисты советуют выбирать незамерзающий теплоноситель для заполнения

Прочистка системы

Перед тем как приступать к заполнению системы, необходимо ее прочистить. Это нужно делать в том случае, если она уже довольно долго эксплуатируется, или же в качестве предыдущего теплоносителя использовалась обычная водопроводная вода.

Для этой процедуры необходимо приобрести специальное средство, предназначенное именно для удаления отложений. Его нужно развести, ориентируясь на прилагаемую инструкцию, а затем заполнить контур раствором.

Разведенное средство следует оставить в трубах на несколько часов. В течение этого времени под воздействием химических веществ все отложения, скопившиеся на внутренних стенках труб, будут растворены. После процедуры необходимо слить весь раствор.

Основные типы теплоносителей

Система отопления.

Принцип работы системы отопления заключается в том, что теплоноситель перемещается от источника тепла к конечной точке по трубам, обогревая их. От типа и устройства отопительного оборудования зависит вид применяемого теплоносителя, в качестве которого могут выступать жидкости и газы.

Наибольшую популярность получили жидкостные теплоносители:

  1. Вода – самый доступный и дешевый ресурс. По статистике около 70% отопительных систем используют воду, которая имеет высокий показатель плотности и теплоемкости. Кроме того, данный вид теплоносителя получил такую популярность, благодаря своим свойствам, таким как низкая вязкость, высокий коэффициент передачи тепла, а также простая регулировка температуры. Основным недостатком является способность замерзать при нулевой температуре. Если в системе отопления замерзнет вода, то это приведет к разрыву труб и выходу из строя всего оборудования.
  2. Антифризы – этот тип теплоносителя получил не такое широкое распространение как вода, и его использование составляет 5%. Применяется для отопления административных зданий и жилых домов, где система отопления не позволяет использовать воду ввиду повышенной опасности появления коррозии. Главным достоинством антифриза является замерзание при морозах в 60 – 70 градусов.

В качестве теплоносителя используются следующие газы:

  1. Водяной пар – в основном применяется в промышленных зданиях, поскольку в жилых и общественных зданиях его использование запрещено. Водяной пар поддерживает температуру отопительных приборов на уровне 100 градусов, по санитарным нормам этот показатель не должен превышать 80 градусов.
  2. Дымовые газы – токсичны, поэтому в последнее время используются только для нагрева воды и в целях экономии электроэнергии для получения источника тепла.
  3. Воздух — характеризуется малой теплоемкостью, поэтому для его перемещения по отопительной системе требуются большие энергозатраты. Наиболее рентабельно использовать воздух как теплоноситель при условии, что он выполняет одновременно две функции: отопление и вентиляцию.

В настоящее время в качестве теплоносителя внедряют органические жидкости, которые обладают отличными показателями по уровню замерзания и обладают низкой вязкостью. Однако широкого распространения они пока не получили, из-за высокой стоимости и дефицитности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий