Плюсы и минусы микрофонов:
Для начала давайте рассмотрим преимущества динамического микрофона:
1Высокая перегрузочная способность
— это достоинство позволяет использовать оборудование для снятия громких источников звука(например, гитарного усилителя) без риска что-либо в этом микрофоне повредить.
2Надежность и прочность конструкции
— динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждению при ударе, что делает оборудование такого типа более пригодными для сцены. Такое оборудование более универсальное в том плане, что его можно использовать и дома, и на сцене, и на выезде, и на репетициях без риска повреждения.
3Меньшая чувствительность
— менее подвержен к восприятию чужих шумов и менее чувствителен к возникновению обратной связи. Если вы не знаете, что такое обратная связь, то я простым языком поясню. Это связь выражается в громком, постепенно нарастающем вое при приближении микрофона к динамику.
Теперь давайте рассмотрим недостатки динамических микрофонов:
1звучание уступает конденсаторным в прозрачности, чистоте и натуральности.
2наименьший частотный диапазон.
3уступают в верности передачи тембра.
Теперь давайте рассмотрим преимущества конденсаторного микрофона:
1Более широкий частотный диапазон
2Наличие моделей любых размеров
— бывают даже самые миниатюрные модели(например, детские микрофоны) .
3Более прозрачное и натуральное звучание
— это происходит благодаря наибольшей чувствительности. Это самое главное преимущество конденсаторных микрофонах.
Давайте рассмотрим недостатки конденсаторных микрофонов:
1Нуждаются в дополнительном питании
— обычно роль выполняет фантомное питание в 48 В. Это накладывает существенное ограничение по широте использования. Например, питание 48 В есть не на всех микшерных пультах. Если вы захотите подключить микрофон вне своей студии, то возможно, у вас это не получится.
2Очень хрупкие
— сразу предупреждаю всех, что однажды упав, такое оборудование может выйти из строя.
3Чувствительны к перепадам температур и влажности
— это может привести к поломке или временной неработоспособности оборудования.
Итак, рассмотрев преимущества и недостатки динамических и конденсаторных микрофонов, не спешите с принятием решения
Я еще не окончил описание и дальше я расскажу о такой важной детали, как диаграмма направленности. На самом деле, не нужно пугаться этого страшного слова
Когда я объясню, что это такое, вам сразу будет все понятно.
Производитель
При выборе бюджетного микрофона следует обратить внимание на продукцию низшего ценового сегмента: A4Tech, Canyon, Gembird, Genius, Sven, Bravis, Defender, DeTech, Kanen, Plantronics, Supra. Как правило, это китайские или местные малоизвестные бренды
Такие микрофоны – самые простые устройства, подходят в том случае, когда качество звучания не играет особо важной роли. Например, для звонков через Skype, компьютерных играх
Группу качественных изделий составляют микрофоны Nikon,Olympus,Panasonic,Philips,
Pioneer, Sony, Logitech. Все эти бренды зарекомендовали себя высоким качеством продукции, надежностью и отличным сервисным обслуживанием. Такие микрофоны обеспечивают хорошее звучание, однако не являются профессиональными. Подойдут для домашнего применения, например, озвучки видеороликов, любительской записи музыки.
Лидерами среди производителей микрофонов для профессионального применения составляют Rode, AKG, Sennheiser, Shure, Telefunken, Neumann. Устройства обеспечивают максимальное качество записи звука. Используются во многих студиях звукозаписи, радиостудиях. Эти производители также выпускают вполне бюджетные модели для начинающих музыкантов.
При выборе следует помнить, если у вас ограниченный бюджет и основное применение микрофона – это домашнее использование, то можно ограничиться покупкой динамического микрофона. Если вам необходимо добиться максимального качества записи голоса, музыкальных инструментов, то необходимо приобрести более дорогой конденсаторный микрофон.
Динамические микрофоны
Динамический микрофон изображение на схемах
В звукозаписывающей аппаратуре используются в основном электродинамические и конденсаторные микрофоны. Первый динамический микрофон был изобретен в 1924 году в Германии, учеными Э. Герлахом и В. Шоттки (последний конечно знаком многим по диодам). Динамические микрофоны обладают более высокими характеристиками, по сравнению с угольными микрофонами. На следующем рисунке можно видеть устройство такого микрофона:
Рисунок — устройство динамического микрофона
В данном микрофоне мембрана соединена с подвижной катушкой, которая находится на валу и может двигаться вперед или назад. На фото ниже можно видеть электродинамический микрофон с штекером мини джек 3.5 мм., с переходником джек 6.3 мм.
Электродинамический микрофон
Такой переходник нужен для того, чтобы подключить микрофон с разъемом мини джек 3.5 мм., рассчитанный на подключение к компьютеру, к более серьезной звукозаписывающей аппаратуре с разъемом джек 6.3 мм. Также такие разъемы встречаются на музыкальных центрах и DVD плейерах с функцией караоке.
Фото — переходник джек 3.5 -6.3 мм
Принцип работы этого микрофона заключается в следующем: При звучании струны перед микрофоном, мембрана начинает колебаться вместе с прикрепленной к ней катушкой, и катушка пересекает силовые магнитные линии постоянного магнита. В катушке наводится переменное напряжение звуковой частоты. Амплитуда колебаний зависит от громкости звучания. На рисунке ниже изображена схема подключения динамического микрофона:
Схема подключения динамического микрофона
На схеме изображен согласующий трансформатор. Он позволяет согласовать низкое сопротивление катушки микрофона, с большим сопротивлением усилителя звуковой частоты. На рисунке далее изображено обозначение на схемах микрофона:
Обозначение микрофона на схемах
Угольные и динамические микрофоны мы уже рассмотрели, а сейчас изучим конденсаторные и пьезомикрофоны.
Классификация микрофонов по характеристике направленности
Когда микрофон находится в различных положениях относительно источника звука, его чувствительность меняется. Зависимость чувствительности от угла определяется коэффициентом направленности. В зависимости от коэффициента направленности микрофоны можно разделить на направленные и ненаправленные. Направленные микрофоны имеют высокую чувствительность в одном направлении, обеспечивающую высокую дальность приема. Не направленные микрофоны имеют меньшую чувствительность равномерную по всем направлениям, используются для минимизации влияния посторонних шумов.
Направленность микрофона определяется несколькими параметрами (характеристиками).
Направленность микрофона R(θ) определяется его чувствительностью M(θ) при произвольном угле падения звука (θ) к его чувствительности на рабочей оси (при, θ = 0°), измеренных:
- в свободном поле;
- на определенном расстоянии (например, 1м);
- на определенной частоте (или в определенной полосе частот).
Данная зависимость называется характеристикой направленности микрофона (ХН):
R(θ) = M(θ) / M(0),
где:
- M(θ) – чувствительность микрофона при произвольном угле падения звука (θ), дБ;
- M(0) – осевая чувствительность микрофона, дБ.
Коэффициент направленности Ω определяется как отношение квадрата осевой чувствительности микрофона M(0) (в условиях свободного поля) к квадрату чувствительности, усредненной по всем направлениям Mср, измеренных на одной и той же частоте или в полосе частот:
Ω = M(0)2 / Mср2.
Для практической оценки направленности микрофона используется величина, называемая индексом направленности I, дБ:
I = 10 lg Ω = 20 lg (M(0) / Mср).
В зависимости от ХН микрофоны делятся на:
- ненаправленные (круговые);
- двунаправленные (восьмерка);
- направленные (кардиоидные);
- узконаправленные (суперкардиоидные);
- остронаправленные (гиперкардиоидные).
ХН, представляемая в полярных координатах, называется диаграммой направленности (иногда, чувствительности) микрофона (ДН). На рис.3 представлены примеры ДН.
Восьмерка | Кардиоида | Гиперкардиоида |
Рис. 3 – Примеры диаграмм направленности микрофона
Ненаправленные микрофоны – микрофоны с круговой ДН, во всех направлениях имеют одинаковую, как правило, небольшую чувствительность. Микрофоны с данной направленностью хорошо справляются с посторонними шумами и используются в тех случаях, когда источник звука меняет направление. Данные микрофоны применяются для подзвучивания на концертах, используется для звукозаписи, например, при работе журналистов на улице в ветреную погоду.
Двунаправленные микрофоны – восьмерочные имеют одинаковую чувствительность в обоих направлениях вдоль рабочей оси и минимальную по бокам. Возможное применение такого микрофона – запись разговора во время интервью или конференции.
Направленные микрофоны – однонаправленные или кардиоидные – характеризуются максимальной чувствительностью в широком фронтальном угле раскрыва. Такие микрофоны имеют повсеместное применение.
Узконаправленные микрофоны – суперкардиоидные имеют высокую чувствительность в прямом направлении (вдоль рабочей оси) и в узкой диаграмме направленности. Такие микрофоны используются для записи или усиления звука от удаленного источника.
Остронаправленные микрофоны – гиперкардиоидные имеют самую большую направленность среди всех микрофонов. Данные микрофоны практически не захватывают посторонние отражения и шумы, используются в специальных целях.
Характеристики направленности микрофонов, в зависимости от ДН, можно представить в виде таблицы (см. Таб.1).
Таблица 1
Характеристики направленности микрофона в зависимости от ДН
Устройство и принцип работы
В целом микрофон устроен довольно просто. И схема принципиальная почти не зависит от вида аппарата. Когда на тонкую мембрану воздействует звук, движение этой мембраны порождает электрические волны. В зависимости от того, каким образом работает устройство, генерация электрических колебаний происходит за счет:
- перемены емкости конденсаторов;
- явления электромагнитной индукции;
- пьезоэлектрического процесса.
В описании того, как сделан микрофон, важно подчеркнуть, что свойства его зависят от особенностей взаимодействия звука и диафрагмы. Микрофоном давления называют устройство, в котором звуковая волна давит только на одну из сторон диафрагмы
Используются также и аппараты, в которых она воздействует на всю поверхность приемника.
В последнем случае говорят, что это асимметричный микрофон с градиентным давлением. Конденсаторный микрофонный аппарат, кроме ввода, состоит еще из специально подобранных электрических конденсаторов. Их подключают электрически последовательно к источнику постоянного тока и нагрузочному сопротивлению.
Строение электретных устройств отличается мало. Поддержание заряда в них обеспечивает слой особого вещества — электрета, который способен проработать не менее 20 лет. Так как у них есть встроенный транзистор, обязательно необходима подача электропитания извне. При этом поляризующее напряжение не требуется. Что касается динамических устройств, то они работают так же, как и динамики, но с точностью до наоборот. Необходимости в фантомном питании нет.
Катушечный тип подразумевает жесткую механическую связку мембраны со специальной катушкой, которую располагают внутри кольцевого зазора магнитной системы.
А также встречаются (но реже):
- ленточные;
- угольные;
- оптоакустические;
- пьезоэлектрические;
- комбинированные (сочетающие несколько описанных выше решений) аппараты.
Но полезно остановиться еще на некоторых особенностях разных устройств. Так, в динамической системе диафрагма подсоединяется к катушке и магниту. Вместе они формируют небольшой генератор электричества. Работает он как будто от звукового привода. Для создания магнитного поля, окружающего катушку, используется постоянный магнит. Большая сила для него не нужна, на первом месте надежность и точность работы.
Динамические микрофоны сравнительно просты, и при этом очень надежны. Они смогут гарантировать превосходный звук практически для любой повседневной задачи. Подобные системы могут успешно работать даже с очень громким звуком, который другое акустическое оборудование сильно изнашивает. Устойчивость к влажности и высокой температуре тоже очень важна.
Конденсаторный тип — это сборка из заряженной диафрагмы и неподвижной пластины, и в целом конструкция выступает звукочувствительным конденсатором. Мембрана обычно делается из металла, хотя встречаются варианты, когда она металлизирована, а основная часть сделана из пластика. Для звукоусиления обычно применяют электретный подвид конденсаторного микрофона.
Микрофоны специального назначения
Существуют такие микрофоны, у которых имеется строго определенное предназначение и конкретные задачи, которые он призвать решать. Рассмотрим некоторые из них.
1. Микрофон граничного слоя предназначен для звукоусиления в театре, подзвучивания рояля, с возможностью прикрепить микрофон к крышке инструмента. Особенность его в том, что капсула микрофона расположена над металлической поверхностью, что позволяет предотвратить попадание на диафрагму отраженных волн и, как следствие, фазовых искажений.
2. Стерео – микрофон, особенность которого заключается в наличии сразу двух капсул, ориентированных в противоположных направлениях. Такой микрофон позволяет записывать объемный звук, когда один микрофон может заменить пару или даже тройку микрофонов.
3. Микрофон-пушка предназначен для использования на открытом пространстве, поэтому нашел широкое применение в кинематографе и журналистике. Это конденсаторный микрофон с очень узкой направленностью, он воспринимает звук, идущий только с фронтальной стороны, остальные звуки заглушаются, благодаря фронтальному сдвигу.
Это далеко не все виды микрофонов специального назначения, а лишь основные. Дополнительные функции, такие как возможность переключать диаграмму направленности, изменять уровень выходного сигнала, встроенные фильтры для обрезания низких частот являются приятным бонусом, а иногда и необходимостью для профессиональной работы, но при этом увеличивают не только сложность конструкции микрофона, но и его стоимость.
Контактные типы микрофонов
Подробнее
Контактные микрофоны — что это? Эти преобразователи уникальны тем, что на самом деле они не улавливают звук из воздуха, а фокусируются на вибрациях, исходящих от физических объектов. Они действуют посредством пьезоэлектричества , при котором механические колебания, прикладываемые к определенным твердым материалам, фактически создают электрический заряд. Это означает, что вы можете прикрепить контактный микрофон непосредственно к музыкальному инструменту или другому материалу и записывать его физические вибрации, а не звуковые волны, которые он создает в окружающем воздухе. Одним из ярких примеров этой технологии в музыке являются звукосниматели на гибридных акустико-электрических гитарах.
Пьезо микрофоны
Пьезо микрофон изображение на схемах
Пьезоэлектрический микрофон изобрели в Советском союзе ученые С. Н. Ржевкин и А. И. Яковлев в 1925 году.
Фото пьезо микрофон
Принцип действия такого микрофона основан на том, что при деформации пьезо кристалла на его поверхности возникают электрические заряды. Такие микрофоны используются в звукоснимателях в акустических гитарах.
Фото пьезомикрофон в гитаре
Усилитель подключаемый к пьезо микрофону должен иметь высокоомный вход. Пьезоэлектрические микрофоны не используются в студийной записи, так как не могут обеспечить необходиого в таких случаях высокого качества. На рисунке ниже можно видеть его устройство:
Устройство пьезо электрического микрофона
Нелинейность амплитудно-частотной характеристики
К вышеописанным характеристикам, таким как тип, принцип работы и направленность, можно добавить еще один очень важный аспект, играющий не менее важную роль в выборе микрофона для конкретной задачи – амлитудно-частотная характеристика (АЧХ) и уровень искажений. Чаще всего именно они предопределяют оттенок звука, характерного для той или иной модели микрофона.
АЧХ описывает отклонения амплитуды сигнала от амплитуды оригинала на той или иной частоте в определенном диапазоне. Эти отклонения происходят в силу различных факторов, среди которых можно назвать особенности конструкции мембраны, ее материал и вес, а также конструкторские решения по реализации внутренних электроцепей и блоков микрофона. Как правило АЧХ представлена в виде графика (См. график 1), на котором можно видеть на каких именно частотах и насколько децибел происходит отклонение от линейности.
Однако может быть представлена в следующем виде: 60Hz — 20kHz (+/- 2dB) . В данном случае невозможно знать на каких именно частотах происходит отклонение. На основе этих данных можно лишь заключить, что в диапазоне от 60Hz до 20KHz максимальное отклонение составляет 2dB. Взглянув на АЧХ микрофона в сопроводительной документации, можно сделать предварительные выводы о “цвете” и “оттенке” микрофона. Но окончательные выводы можно сделать лишь тщательно прослушав микрофон на различных источниках звука. Это самый лучший показатель. При работе со звуком, полагайтесь на свои уши, а не на глаза!
Кроме вышеперечисленных характеристик существуют еще несколько немаловажных:
Максимальный уровень звукового давления (dBSPL). Этот параметр должен включать в себя процентное содержание общих гармонических искажений при заявляемом уровне.
Уровень собственного шума (dB/dBA). Как правило не превышает 30 dBA
Сопротивление на выходе (Ohm). Это очень важный момент. Все профессиональные микрофоны имеют низкое сопротивление на выходе (Lo-Z), не более 600Ω
Это очень важно для возможности передавать сигнал на относительно большие (около 100 метров) расстояния без потери качества и уровня сигнала
Принцип действия электретного микрофона
Прибор сделан из деталей, состоящих из жесткой части и мягкой – пленки. Электроны попадают в нее, но не могут свободно пройти. Из-за этого вокруг материала образуется электрический заряд, который сохраняется достаточно долго. Сверху пленка специально покрыта сталью, выступающей в качестве электрода. А рядом расположен железный цилиндр, повернутый плоской стороной к кольцу.
Мембрана передает акустические волны, после чего создается ток. Сила образованного тока слишком мала, а сопротивление для него большое. Это затрудняет передачу аудиосигнала. Чтобы согласовать все параметры устройства и заставить его работать, устанавливается специальный каскад. Он состоит из униполярных транзисторов. Работа микрофона основывается на способности некоторых материалов подстраивать электрический заряд.
Чтобы проверить, возможно ли комбинировать устройства, достаточно сравнить значения, полученные с помощью мультиметра. Если после измерений величина составила 2-3 Вт, то они смогут работать вместе.
Конденсаторные микрофоны
Конденсаторный микрофон изображение на схемах
Конденсаторный микрофон изобрел в 1916 году Эдуард Венте. Такие микрофоны, как становится ясно из названия, сделаны на основе конденсатора. Устройство такого микрофона можно видеть на рисунке ниже:
Устройство конденсаторного микрофона
Одна из обкладок конденсатора сделана из полимерной пленки с металлизацией, эта пленка при колебании со звуковой частотой, изменяет емкость конденсатора. Такие микрофоны на выходе имеют очень большое сопротивление и нуждаются в предусилителе. На фотографии изображен студийный конденсаторный микрофон:
Фото конденсаторный микрофон
Как сделать направленный микрофон
Придётся прикупить:
- динамический микрофон МД-201 или любой другой микрофонный капсюль;
- готовый усилитель или собранный самостоятельно;
- наушники от телефона;
- 10-15 см коаксиального провода 50 или 75 ом;
- 9-вольтовый аккумулятор или батарейка;
- небольшой кусочек поролона;
- бархатная бумага, обычно продается в магазинах для поделок.
Схема направленного микрофона не очень сложна. Ее можно спаять не только на печатной плате, но и на плотной картонке.
Трубчатый направленный микрофон своими руками (упрощённая модель)
При такой цельной однотрубчатой системе получится отсеять все помехи от посторонних излучателей, но не получится усилить естественным путём акустическую волну от нужного источника, на который направлена трубка. Электроника, конечно, усилит сигнал, но не так качественно, как это делают серийные изделия. Всё дело в том, что на серийных изделий в направленных микрофонах трубчатого типа используется усиление полезного сигнала ещё на пути по трубке к усилителю. Делается это за счёт интерференции, получаемой от наложения акустической волны, идущей по трубке, на волны, дополнительно проникающие внутрь трубки через боковые отверстия в трубке. Можно поэкспериментировать, и наделать таких отверстий самостоятельно, но эффект скорее всего будет отрицательным, ибо там нужно всё аккуратно и чётко рассчитать, в соответствии с теорией.
Делаем направленный микрофон параболического типа
Сам микрофон должен при этом быть спрятан от посторонних акустических сигналов. Чем точнее вы это сделаете, тем качественнее будет усиление полезного сигнала.
Обзор видов
Наголовный микрофон может быть двух типов: проводной и беспроводной.
Беспроводной
Это разновидность, которой можно пользоваться без присоединения к базе, при этом у нее хорошая дальность деятельности. Работа с беспроводными микрофонами довольно комфортна и несложна. Так как оборудование не имеет проводов, это не затрудняет передвижение.
Самыми важными параметрами беспроводных микрофонов являются миниатюрность и качество воспроизведения речи. Дешевые варианты в большинстве случаев воспроизводят речь в частотном диапазоне от 30 до 15 тыс. Гц. Более дорогие модели могут почувствовать частоту звука от 20 до 20 тыс. Гц в целом. Здесь самым основным является такой параметр, как способность улавливать частоты, потому что изготовители обычно указывают примерные показатели. Одним из видов подобного устройства может быть вокальный микрофон с передатчиком беспроводного вида. Обычно это универсальные микрофоны, настраивая которые можно решать определенные задачи.
Проводные
Проводные устройства соединяются с базой при помощи кабеля. Когда передвижение по сцене сведено к минимуму, можно применять подобные варианты. Такое устройство подойдет для ведущего новостных программ, который практически не двигается, что позволяет ему пользоваться проводными моделями.
Варианты выбора микрофонов
Если вам нужен недорогой микрофон для общения по Skype, выбирайте среди моделей с областью применения «общение по сети».
Если вас не устраивает качество звука с микрофона, встроенного в камеру, воспользуйтесь специализированным накамерным микрофоном для видеосъемки.
Если вам нужен ручной микрофон для выступлений на эстраде, выбирайте среди вокальных динамических микрофонов с кардиоидной направленностью или суперкардиоидной направленностью.
Для записи музыкальных инструментов в любом частотном диапазоне от бас-гитар до тарелок выбирайте среди конденсаторных микрофонов с минимальной частотой 40 Гц и ниже.
Для качественной записи звука на конференции вам потребуется всенаправленный настольный микрофон с высокой чувствительностью.
Для «прицельной» записи звука с источника на приличном расстоянии нужен микрофон с высокой чувствительностью и суперкардиоидной направленностью.
Микрофоны
Выбор правильного микрофона является одним из наиболее важнейших решений на пути к качественной записи. Если мы будем рассматривать запись, а именно так автор и советует поступать, как процесс увековечивания звукового материала, то становится очевидным, что выбор микрофона, наравне с качеством музыкального инструмента, способностями музыканта, а также акустическими характеристиками помещения, в котором производится запись, является критическим, для конечного результата, решением. Микрофон является тем самым связующим звеном между акустическим звуком, созданным тем или иным инструментом или голосом, и тем, как этот звук будет увековечен. Автор уверен, что детальное понимание принципа работы и характеристик микрофона, как, вобшем-то, всех процессов, так или иначе связанных с профессией звукоинженера, поможет сделать правильный выбор, а не руководствоваться привычкой работать по стандартной схеме. Ведь нет слов страшнее, чем привычка и стандартно. Во всяком случае, в этой профессии.
Но прежде, чем непосредственно перейти к обсуждению столь важной темы, стоит дать четкое определение нискольких важнейших понятий:
Микрофон – устройство, преобразующее изменения звукового давления в электрический ток. Микрофоны классифицируются по многим критериям, среди которых можно особенно выделить следующие.
Принцип работы и предназначение – существует множество различных принципов работы микрофоонов и из них вытекающие области применения. Все они имеют преимущества и недостатки, которые мы можем использовать в свою пользу, если будем с ними знакомы. Ниже мы рассмотрим самые расспространенные в аудиоиндустрии техники, опуская самые экзотические.
Чувствительность (mV/Pa) – характеризует способность (эффективность) микрофона преобразовывать изменения звукового давления в электрический ток. Другими словами, дает нам понать какое напряжение будет на выходе микрофона при определенном звуковом давлении. Таким образом, чем выше чувствительность, тем более сильный сигнал будет на выходе при том же звуковом давлении.
Направленность – способность микрофона реагировать на изменения звукового давления относительно месторасположения источника звука в пространстве. Эта способность определяется конструкцией капсулы, являющейся сердцем любого микрофона.
Но обо всем по порядку. Начнем с пожалуй с самого основного — принципа работы.
Схема лампового микрофона Gefell RFT
Схема почти классическая. Разделительный конденсатор в выходном контуре лампы и звукового трансформатора соединён не с общим минусом, а с общим плюсом (любят они это дело), плюс введена ООС по постоянному току в цепь смещения сетки.
Подведу итоги нашего обозрения. В схемах студийных ламповых микрофонах трудно придумать что-либо новое, каждая из них по-своему хороша, и отвечает заданным характеристикам. Внимательным нужно быть к компонентам, из которых состоит электрическая схема микрофона, особенно к конденсаторам в старых моделях и ко всем без исключения деталям в новых моделях. Большое количество радиодеталей и переключателей не всегда является плюсом для студийных микрофонов. Моё мнение, если Вы гонитесь за естественностью, стремитесь к простоте. На практике часто получается, что вроде бы, да, старый ламповый микрофон не блещет линейностью АЧХ, но зато и не искажает звук, и не приукрашивает его. Ламповые микрофоны (в особенности отечественные) оставляют главное – живизну материала, а дальше – делайте, что хотите. Хотите – добавляйте частоты, которых Вам не хватает, хотите – вырезайте лишнее, но делайте это уже ПОСЛЕ записи. Основное в микрофоне – это всё-таки капсюль, в основном за него мы платим эти бешенные деньги, и то, насколько грамотно спроектировано акустическое окружение капсюля – это и есть ноу-хау всем известных брендов.
Источники
- https://radioskot.ru/publ/nachinajushhim/mikrofony/5-1-0-754
- https://ProMikrophon.ru/sdelat-svoimi-rukami/kak-sdelat-mikrofon-v-domashnih-usloviyah-svoimi-rukami
- https://agent-time.ru/acoustic/5478-napravlennyj-mikrofon-svoimi-rukami.html
- https://mirrukodelija.ru/mikrofon-svoimi-rukami/
- http://www.adada.ru/master_mic_tehnol_p2.php