Производитель
При выборе бюджетного микрофона следует обратить внимание на продукцию низшего ценового сегмента: A4Tech, Canyon, Gembird, Genius, Sven, Bravis, Defender, DeTech, Kanen, Plantronics, Supra. Как правило, это китайские или местные малоизвестные бренды
Такие микрофоны – самые простые устройства, подходят в том случае, когда качество звучания не играет особо важной роли. Например, для звонков через Skype, компьютерных играх
Группу качественных изделий составляют микрофоны Nikon,Olympus,Panasonic,Philips,
Pioneer, Sony, Logitech. Все эти бренды зарекомендовали себя высоким качеством продукции, надежностью и отличным сервисным обслуживанием. Такие микрофоны обеспечивают хорошее звучание, однако не являются профессиональными. Подойдут для домашнего применения, например, озвучки видеороликов, любительской записи музыки.
Лидерами среди производителей микрофонов для профессионального применения составляют Rode, AKG, Sennheiser, Shure, Telefunken, Neumann. Устройства обеспечивают максимальное качество записи звука. Используются во многих студиях звукозаписи, радиостудиях. Эти производители также выпускают вполне бюджетные модели для начинающих музыкантов.
При выборе следует помнить, если у вас ограниченный бюджет и основное применение микрофона – это домашнее использование, то можно ограничиться покупкой динамического микрофона. Если вам необходимо добиться максимального качества записи голоса, музыкальных инструментов, то необходимо приобрести более дорогой конденсаторный микрофон.
Классификация микрофонов по конструктивному исполнению
По конструктивному исполнению микрофоны можно разделить на:
- встраиваемые;
- ручные;
- настольные;
- петличные;
- головные;
- специального назначения.
К данной категории можно отнести и радиомикрофоны.
Примеры конструктивного исполнения изображены на рис.6.
Рис.6 – Примеры конструктивного исполнения микрофонов
Встраиваемые микрофоны
Данные микрофоны имеют различное исполнение и встраиваются непосредственно в техническое устройство (в устройства записи, переговорной, селекторной связи и т.д.). Встраиваемые микрофоны должны иметь высокую чувствительность, поэтому, как правило, это конденсаторные микрофоны с широкой односторонней направленностью (кардиоидные).
Ручные микрофоны
Ручные микрофоны можно разделить на вокальные и микрофоны тангетного типа (см. рис.6, справа).
Микрофоны тангетного типа широко используются для экстренных или служебных объявлений. Конструктивной особенностью данного микрофона является наличие клавиши (кнопки) – тангенты, размещаемой на корпусе и предназначенной для оперативного включения/отключения звука. Тангента снабжается пружинным механизмом, позволяющим автоматически сбрасывать (отключать) кнопку включения. Данная функция позволяет повысить надежность работы, особенно в случае высокоприоритетного использования (в случае подключения данного микрофона к высокому приоритету системы связи или оповещения).
Радиомикрофон
Радиомикрофон (РМ) представляет собой систему, состоящую из микрофона, малогабаритного передатчика, антенны и стационарного приемника (см. рис.6), предоставляющие пользователю свободу перемещения. Сам микрофон, в зависимости от способа применения, может иметь различную конструкцию:
- капсюль, передатчик и антенна размещены в одном корпусе (ручного) микрофона;
- капсюль и предусилитель (микрофонный усилитель) петличного или головного микрофона (гарнитуры) соединяется при помощи тонкого кабеля с карманным или поясным передатчиком.
Приемник радиомикрофона – отдельное устройство, снабженное одной или двумя антеннами. Радиоприемники работают, как правило, в УКВ диапазоне. В РМ используется принцип ВЧ модуляции. Звуковой сигнал от капсюля микрофона поступает на модулятор и передатчик, передается в эфир, далее поступает на приемник, детектируется и усиливается.
Современные РМ работают на дистанции 100-150м, используют принцип частотной модуляции , являющийся наиболее устойчивым к помехам. В последнее время появились модели РМ, использующие двух-поляризационный принцип, позволяющий увеличить стабильность приема. В такой системе два (ЧМ) сигнала различной поляризации передаются одновременно по двум каналам, повышая, тем самым, вероятность его приема (на двухантенный приемник). РМ имеют широкое применение, однако уступают проводным микрофонам по характеристикам, прежде всего из-за помех.
Настольные микрофоны
Работу и конструктив настольного микрофона рассмотрим на конкретном примере. На рис.7, изображен настольный микрофон ITC-ESCORT T-621.
Рис.7 – Конструктив микрофона, на примере модели ITC-ESCORT T-621
Настольный микрофон ITC-ESCORT T-621 предназначен для подачи речевых объявлений. Включение/отключение микрофона осуществляется кнопкой, размещенной на передней панели корпуса-подставки. При включении микрофона загорается индикатор, размещенный над кнопкой включения, а также светящееся кольцо, размещенное под капсюлем. Включение микрофона сопровождается гонгом (сигналом привлечения внимания). На дне подставки размещается включатель/выключатель, а также уровень громкости гонга. Микрофон может питаться как от адаптера, так и от батареи 9В (типа “Крона”) размещаемой в нижней части подставки под крышкой. Микрофон комплектуется источником питания – адаптером постоянного напряжения ±12В, микрофонным шнуром, дополнительным ветрозащитным чехлом.
Конструктивно микрофон представляет собой набор, состоящий из подставки настольного исполнения, к которой при помощи разъема крепится капсюль, соединенный с “гусиной шеей” и гибким держателем. Защитная сетка обеспечивает первичную защиту капсюля микрофона. В микрофоне применен капсюль электретного типа, обеспечивающий высокую чувствительность и минимальную неравномерность в заявленном частотном диапазоне.
Назначение
В зависимости от сферы применения микрофоны делятся на следующие категории.
Измерительные микрофоны – применяются для измерения различных акустических характеристик помещений.
Концертные микрофоны – используются на живых концертах и выступлениях. Они должны отличаться повышенной надежностью, удароустойчивостью. Могут быть проводные микрофоны и радиомикрофоны (дают большую свободу передвижения по сцене, следовательно, более удобны).
Студийные микрофоны – используются для записи звука вокала и музыкальных инструментов. Они самые дорогие, однако существуют и бюджетные модели для записи звука в домашних условиях. Качество записи также зависит от оборудования, с которым будет использоваться студийный микрофон.
- Вокальные (акустические) микрофоны – используются для озвучивания и записи человеческого голоса. Отличаются подъемом АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) в области 2-4 кГц – это подчеркивает яркость вокала. Некоторые микрофоны хорошо показывают себя при записи струнных или духовых инструментов.
- Инструментальные микрофоны – позволяют озвучивать и записывать музыкальные инструменты. Для этих микрофонов характерен подъем АЧХ на частотах, присущих конкретному музыкальному инструменту. Поэтому такие модели выбираются под определенные виды инструментов: например, один и тот же микрофон может лучше работать с фортепиано и хуже с ударными.
Компьютерные микрофоны – наиболее дешевые и простые модели. Используются в основном для общения через Интернет, например, в Skype, для озвучивания видеороликов. Требования к ним значительно ниже. Прежде всего, микрофоны должны быть удобны для пользователя.
По устройству различают несколько видов компьютерных микрофонов:
- настольные микрофоны – представляют собой подставку с прикрепленным к ней микрофоном. Неудобство состоит в том, что нужно неподвижно держать голову на постоянном расстоянии от микрофона, чтобы звук был равномерным;
- микрофоны-петлички – конструкция, которая крепится с помощью прищепки к одежде. Недостаток – удаленность от головы. Чтобы звук был достаточно четким необходимо увеличивать чувствительность микрофона, но при этом будут сильно слышны посторонние звуки;
- гарнитуры – наиболее популярные конструкции, состоящие из наушников и микрофона.
Бывают микрофоны для ноутбука, телефона и планшета: от компьютерных отличаются только лишь конструкцией. Особой популярностью не пользуются.
Другие виды микрофонов
Микрофоны для видеокамеры – используются в тандеме с видеокамерой, для чего предусмотрено соответствующее крепление на ее корпусе.
Микрофоны для диктофона – применяются для работы вместе с диктофонами. Хотя в этих приборах имеется встроенный микрофон, внешнее устройство во многих случаях работает эффективнее.
Микрофоны для видеопроизводства – подразделяются на две категории:
- для «полевых» репортажей – динамические всенаправленные микрофоны, которые отличаются хорошей чувствительностью;
- для студийной работы – конденсаторные одно- или двунаправленные модели, обеспечивающие высокое качество передачи звука.
Микрофоны для конференций – применяются в пресс-центрах, на трибунах
Дают хорошее качество звукопередачи независимо от положения оратора по отношению к микрофону, что важно для комфортного выступления
Питание
«Фантомное» – питание поступает по кабелю, соединяющему микрофон и принимающее оборудование. Этот вариант избавляет от необходимости контролировать уровень заряда аккумулятора. В то же время свобода передвижения зависит от длины сетевого кабеля.
Важно: чтобы микрофон нормально работал, требуется ресивер или усилитель, поддерживающий такое питание. Некоторые устройства оснащены модулем, который дает возможность питаться от обычной сети (220 В)
Аккумулятор – не имеет лишних проводов и обеспечивает максимальную свободу передвижения, чем выгодно отличается от фантомного способа. Правда, такой вариант требует регулярной подзарядки батареи. Применяется в электретных, устройствах с беспроводным подключением. Почти не встречается в конденсаторных микрофонах.
Аккумулятор / фантомное – работает от двух способов питания. Универсальное решение.
Оснащение
Трансмиттер (внешний) – устройство, которым оснащаются модели миниатюрной формы с беспроводным соединением (гарнитуры, микрофоны-петлички). Микрофон подключается к трансмиттеру, который подвешивается на поясе. Такая конструкция микрофона позволяет его подсоединить к другой технике, а не только к передатчику.
Ресивер – приемник, который встречается в микрофонах с беспроводным соединением. Ресивер подключается к различной аудиотехнике, например, усилителю для передачи на него сигнала с микрофона.
Крепление на монитор – применяется в компьютерных микрофонах. Удачное решение при дефиците свободного места на столе, где находится компьютер. Такое крепление можно использовать и для работы с ноутбуком.
Оголенный провод – открытый участок микрофона, который служит для подключения к оборудованию, у которого есть клеммы (в том числе системы громкой трансляции). Соответственно, у такого микрофона отсутствует штекер.
Дисплей – отображает информацию о работе микрофона
Чаще всего встречается в беспроводных моделях, при использовании которых важно знать об уровне заряда аккумулятора, выбранном канале и так далее
Держатель для стойки – позволяет легко устанавливать модель на стойку / штатив или же снимать его. Такой держатель используется в инструментальных и вокальных микрофонах. Пригодится в концертной деятельности.
Антишоковый подвес («паук») – гасит помехи в звучании от различных вибраций микрофона, вызванных шагами людей или работой техники.
Поп-фильтр – круглая пластина, которая устанавливается перед студийным микрофоном при записи вокала. Такой экран предотвращает помехи в звучании от потока воздуха (выдохов в микрофон). Поп-фильтр защищает микрофон от попадания брызг слюны, что продлевает его срок службы.
Съемный кабель – дает возможность поменять комплектный кабель на более длинный или короткий. Это решение заметно упрощает транспортировку и хранение микрофона.
Адаптер питания – подает фантомное питание от стандартной розетки (220 В) на электретный или конденсаторный микрофон. Полезен, если требуется подключить микрофон к ресиверам, плеерам и другой технике, у которой отсутствуют входы с фантомным питанием.
Тренога – миниатюрный штатив для установки микрофона на стол и другую высокую поверхность. Подобный штатив легко переносить, однако такое решение не годится для работы с конструкцией на полу или земле.
Ветрозащита – поролоновый или меховой чехол, который надевается на микрофон. Защищает устройство от воздействия сильных потоков воздуха и дыхания человека, создающих помехи.
Кейс или чехол – защищает микрофон и аксессуары от негативного влияния окружающей среды (грязь, царапины, удары), облегчает хранение и транспортировку. В результате приспособления не потеряются, а провод распутается. Кейс лучше оберегает от серьезных механических воздействий, чем чехол.
Краткий обзор фирм-производителей беспроводных радиосистем
Invotone – бренд, который появился на отечественном рынке в начале двухтысячных (родина марки – Китай) и до сих пор радует меломанов своей продукцией. Дело в том, что упор при изготовлении данной продукции делается на достижение достойного качества при наименьших затратах. Можно с уверенностью сказать, что это лидер в области любительского звукового оборудования; то есть это приемлемый бюджетный вариант, которым многие остаются довольны. Karsect – китайская компания, производящая недорогое, но довольно надежное акустическое и вспомогательное оборудование. К этому варианту прибегают, когда нужно организовать неплохой звук при небольших затратах. При этом можно быть уверенным в том, что во время эксплуатации техника не выйдет из строя; это факт проверен временем. Внешняя простота, невысокая цена, средний, но стабильный звук – вот основные характеристики аудиосистем от данного бренда. AKG – престижный и хорошо зарекомендовавший себя австрийский бренд; полное название «AKG Acoustics GmbH», что переводится дословно с немецкого, как «аудио и видео оборудование». Продукция характеризуется объемным качественным звуком и хорошим качеством всех составляющих. Всё продумано до мелочей в скрупулезном, педантичном австрийском стиле. Вряд ли можно отнести систему AKG к бюджетным, цена умерена, но не является низкой. Главная отличительная черта марки – долговечность и надежность оборудования. Так что если Вам нужны «неубиваемые» микрофоны, то Вы обратились по адресу!Shure – бренд, который, пожалуй, не нуждается в представлении. Изначально компания располагалась в США (были точки выпуска и в Мексике), но позже расширила свою географию и стала выпускать оборудование в Китае и странах Азии. Продукция фирмы популярна по всему миру, потому что звуковое оборудование Shure создано прежде всего для профессионального использования; звукорежиссеры нередко высказывают мнение, что это лучшие микрофоны. Некоторые модели стали культовыми, скажем SM-58. Нередко покупатели хотят только этот экземпляр и никакой другой. Дело в том, что многие звезды со сцены применяют именно эту модель. Одним словом, Shure – это микрофоны-легенды. Стоимость высока, но и лучше найти что-то сложно.Sennheiser – немецкая частная компания, открывшаяся после окончания войны в 1945 году в Германии, и выпускающая высококачественные звуковые системы. Фирма ориентирована на высочайшие стандарты качества и специализируется на аудио и радио оборудовании. Надежность, качество, точность настолько высоки, что авиаконструкторы используют передатчики, вещатели и другую продукцию компании в качестве оснащения современных самолетов. Существует поговорка, что Sennheiser это Mercedes, только не в машинах, а в микрофонах. У компании имеется представительство в странах СНГ, так что приобрести оборудование в настоящий момент можно очень просто.Audio-Technica – основана в далеком 1962 году в Японии, и выпускает аудио оборудование как для профессиональных студий, так и для домашнего использования. Фирма является пионером в области звука. Не секрет, что многие технологии приходят в мир из Японии, так, например, первые динамические наушники были как раз от компании Аудио-Техника. Фирма быстро прогрессирует и выпускает аудио системы новой конструкции, потому некоторые ретрограды не признают прогрессивные модели аудиоустройств: слишком ново. Другие же наоборот хотят работать только с передовым оборудованием. Так что если хотите быть впереди всех – Audio-Technica работает специально для Вас.
Почитать:
- выбираем микрофон правильно
- микрофон для караоке
- необходимое оборудование для дискотеки
- как выбрать акустику
Типы микрофонов
Начнем с того, что существуют три основных типа микрофонов: динамические, конденсаторные и ленточные, которые имеют разные механизмы преобразования звуковых волн в электромагнитные колебания.
1. Динамические микрофоны
Это наиболее распространенный тип микрофонов, что связано с их универсальностью. Мембрана динамического микрофона улавливает звуковые волны, которые в, свою очередь, приводят в движение катушку, находящуюся в магнитном поле. В результате явления электромагнитной индукции, в катушке возникает переменный ток, который передается далее по кабелю. Электромагнитные колебания описывают звуковые волны, точно передавая фазу, частоту и амплитуду, поэтому сигнал называется аналоговым.
Достоинства:
Интерфейсы
XLR – такое подключение устойчиво к помехам, надежно фиксируется в гнезде. Минус – большой размер разъема. Микрофоны с XLR относятся к профессиональным моделям, где требуется высокое качество передачи сигнала.
mini-XLR – уменьшенный вариант предыдущего интерфейса. Используется в более компактной технике.
mini-Jack (3.5 мм) – широко распространенный интерфейс. Данное подключение обеспечивает сравнительно невысокое качество передачи сигнала. Для профессиональной работы микрофоны с интерфейсом mini-Jack не подойдут.
Jack (6.35 мм) – средний вариант между mini-Jack и XLR. Подобный вариант дает более надежное соединение, снижает возможность появления помех. Увеличение размера такого разъема усложняет его использование в портативном оборудовании. Чаще всего интерфейс Jack используется в микрофонах для караоке.
TA4F – специальный разъем, имеющий небольшие размеры. Встречается в профессиональных микрофонах, например, компактных петличных и головных моделях.
USB – чаще всего используется в студийных микрофонах.
Lighting/30-pin – применяется в микрофонах для телефонов и планшетов компании Apple. 30-pin – устаревший интерфейс (до 2011 включительно), Lighting используется в современной технике (с 2012). Для соединения этих разъемов нужен переходник.
Иногда в микрофонах встречаются фирменные интерфейсы – они применяются определенными производителями.
Цифровой
Существует ряд чисто цифровых систем беспроводных микрофонов, и существует множество возможных схем цифровой модуляции.
Цифровые системы Sennheiser, Sony, Shure, Zaxcom, AKG и MIPRO используют те же частоты УВЧ, что и аналоговые FM-системы для передачи цифрового сигнала с фиксированной скоростью передачи данных. Эти системы кодируют радиочастотную несущую с помощью одного или, в некоторых случаях, двух каналов цифрового звука. Только система Sennheiser Digital 9000, представленная в 2013 году, в настоящее время способна передавать несжатый цифровой звук с полной полосой пропускания в тех же УВЧ-каналах с полосой пропускания 200 кГц, которые использовались аналоговыми FM-системами. Преимущества, предлагаемые чисто цифровыми системами, включают низкий уровень шума, низкие искажения, возможность шифрования и повышенную надежность передачи.
Чисто цифровые системы принимают различные формы. В некоторых системах используется технология расширения спектра со скачкообразной перестройкой частоты , аналогичная той, что используется для беспроводных телефонов и радиоуправляемых моделей. Поскольку для этого может потребоваться большая полоса пропускания, чем для широкополосного FM-сигнала, эти микрофоны обычно работают в нелицензированных диапазонах 900 МГц, 2,4 ГГц или 6 ГГц. Отсутствие каких-либо требований к лицензии в этих полосах частот является дополнительным преимуществом для многих пользователей, независимо от используемой технологии. Диапазон 900 МГц недоступен за пределами США и Канады, так как он используется сетями сотовой мобильной связи GSM в большинстве других частей мира. Полоса частот 2,4 ГГц становится все более перегруженной различными системами, включая WiFi (также называемый беспроводной локальной сетью, беспроводными сетями, 802.11b / g / n), Bluetooth и «утечки» из микроволновых печей. Диапазон 6 ГГц имеет проблемы с дальностью действия (требуется прямая видимость) из-за чрезвычайно коротких длин волн несущей передачи. Серия Alteros GTX – это локальная беспроводная микрофонная сеть, которая решает проблему прямой видимости за счет использования до 64 приемопередатчиков в рабочей зоне. Это также единственная система, использующая импульсную РЧ-технологию Ultra WideBand, которая не генерирует продукты интермодуляции, общие с модулированными несущими FM, QAM и GFSK, используемыми в большинстве других систем.
Цифровые радиомикрофоны по своей природе труднее перехватить обычному ” сканеру ” слушателя, потому что обычные “сканирующие приемники” обычно способны демодулировать только традиционные схемы аналоговой модуляции, такие как FM и AM. Тем не менее, некоторые системы цифровых беспроводных микрофонов дополнительно предлагают технологию шифрования в попытке предотвратить более серьезное «подслушивание», которое может вызывать беспокойство у корпоративных пользователей и тех, кто использует радиомикрофоны в ситуациях, требующих повышенной безопасности.
Производители, которые в настоящее время предлагают цифровые системы беспроводных микрофонов, включают AKG-Acoustics, Alteros, Audio-Technica, Lectrosonics, Line 6, MIPRO, Shure , Sony, Sennheiser и Zaxcom. Все используют разные схемы цифровой модуляции друг от друга.
Микрофоны специального назначения
Существуют такие микрофоны, у которых имеется строго определенное предназначение и конкретные задачи, которые он призвать решать. Рассмотрим некоторые из них.
1. Микрофон граничного слоя предназначен для звукоусиления в театре, подзвучивания рояля, с возможностью прикрепить микрофон к крышке инструмента. Особенность его в том, что капсула микрофона расположена над металлической поверхностью, что позволяет предотвратить попадание на диафрагму отраженных волн и, как следствие, фазовых искажений.
2. Стерео – микрофон, особенность которого заключается в наличии сразу двух капсул, ориентированных в противоположных направлениях. Такой микрофон позволяет записывать объемный звук, когда один микрофон может заменить пару или даже тройку микрофонов.
3. Микрофон-пушка предназначен для использования на открытом пространстве, поэтому нашел широкое применение в кинематографе и журналистике. Это конденсаторный микрофон с очень узкой направленностью, он воспринимает звук, идущий только с фронтальной стороны, остальные звуки заглушаются, благодаря фронтальному сдвигу.
Это далеко не все виды микрофонов специального назначения, а лишь основные. Дополнительные функции, такие как возможность переключать диаграмму направленности, изменять уровень выходного сигнала, встроенные фильтры для обрезания низких частот являются приятным бонусом, а иногда и необходимостью для профессиональной работы, но при этом увеличивают не только сложность конструкции микрофона, но и его стоимость.
Классификация микрофонов по характеристике направленности
Когда микрофон находится в различных положениях относительно источника звука, его чувствительность меняется. Зависимость чувствительности от угла определяется коэффициентом направленности. В зависимости от коэффициента направленности микрофоны можно разделить на направленные и ненаправленные. Направленные микрофоны имеют высокую чувствительность в одном направлении, обеспечивающую высокую дальность приема. Не направленные микрофоны имеют меньшую чувствительность равномерную по всем направлениям, используются для минимизации влияния посторонних шумов.
Направленность микрофона определяется несколькими параметрами (характеристиками).
Направленность микрофона R(θ) определяется его чувствительностью M(θ) при произвольном угле падения звука (θ) к его чувствительности на рабочей оси (при, θ = 0°), измеренных:
- в свободном поле;
- на определенном расстоянии (например, 1м);
- на определенной частоте (или в определенной полосе частот).
Данная зависимость называется характеристикой направленности микрофона (ХН):
R(θ) = M(θ) / M(0),
где:
- M(θ) – чувствительность микрофона при произвольном угле падения звука (θ), дБ;
- M(0) – осевая чувствительность микрофона, дБ.
Коэффициент направленности Ω определяется как отношение квадрата осевой чувствительности микрофона M(0) (в условиях свободного поля) к квадрату чувствительности, усредненной по всем направлениям Mср, измеренных на одной и той же частоте или в полосе частот:
Ω = M(0)2 / Mср2.
Для практической оценки направленности микрофона используется величина, называемая индексом направленности I, дБ:
I = 10 lg Ω = 20 lg (M(0) / Mср).
В зависимости от ХН микрофоны делятся на:
- ненаправленные (круговые);
- двунаправленные (восьмерка);
- направленные (кардиоидные);
- узконаправленные (суперкардиоидные);
- остронаправленные (гиперкардиоидные).
ХН, представляемая в полярных координатах, называется диаграммой направленности (иногда, чувствительности) микрофона (ДН). На рис.3 представлены примеры ДН.
Восьмерка | Кардиоида | Гиперкардиоида |
Рис. 3 – Примеры диаграмм направленности микрофона
Ненаправленные микрофоны – микрофоны с круговой ДН, во всех направлениях имеют одинаковую, как правило, небольшую чувствительность. Микрофоны с данной направленностью хорошо справляются с посторонними шумами и используются в тех случаях, когда источник звука меняет направление. Данные микрофоны применяются для подзвучивания на концертах, используется для звукозаписи, например, при работе журналистов на улице в ветреную погоду.
Двунаправленные микрофоны – восьмерочные имеют одинаковую чувствительность в обоих направлениях вдоль рабочей оси и минимальную по бокам. Возможное применение такого микрофона – запись разговора во время интервью или конференции.
Направленные микрофоны – однонаправленные или кардиоидные – характеризуются максимальной чувствительностью в широком фронтальном угле раскрыва. Такие микрофоны имеют повсеместное применение.
Узконаправленные микрофоны – суперкардиоидные имеют высокую чувствительность в прямом направлении (вдоль рабочей оси) и в узкой диаграмме направленности. Такие микрофоны используются для записи или усиления звука от удаленного источника.
Остронаправленные микрофоны – гиперкардиоидные имеют самую большую направленность среди всех микрофонов. Данные микрофоны практически не захватывают посторонние отражения и шумы, используются в специальных целях.
Характеристики направленности микрофонов, в зависимости от ДН, можно представить в виде таблицы (см. Таб.1).
Таблица 1
Характеристики направленности микрофона в зависимости от ДН
Функции
Беспроводное подключение – обеспечивает максимальную свободу передвижения, что важно при работе на сцене. В отличие от проводных моделей, такие микрофоны нуждаются в аккумуляторах, да и цена их выше
Среди других минусов: небольшая вероятность помех, ограниченное время автономной работы. Встречается в вокальных микрофонах.
Принцип работы: микрофон подключается к приемнику с помощью радиоканала, сам же приемник соединяется с усилителем проводным способом.
- Ручной – удерживается в руке. Широко используется при проведении концертов, фестивалей, презентаций, для пения с караоке.
- Петличный – освобождает руки пользователя. В основном применяется при записи телепрограмм.
- Головной – как и предыдущий вариант оставляет руки свободными, но находится намного ближе ко рту говорящего, что улучшает четкость звука. В некоторых ситуациях головной микрофон проще закрепить, чем петличный – он не предъявляет никаких требований к одежде.
- Ручной+головной, ручной+петличный – комбинации предыдущих типов, сочетающие их преимущества.
Радиосистема – беспроводной микрофон, оснащенный ресивером и другими приспособлениями, необходимыми для работы. Это решение более удобно, чем поиск и приобретение по отдельности дополнительного оборудования, прежде всего ресивера.
Гибкая ножка – позволяет менять положение капсюля без необходимости передвигать микрофон. Этой же цели служит и жесткая ножка с поворотным креплением, но по сравнению с ней гибкий аналог дает большую степень свободы. Используется в микрофонах для ноутбука, компьютера и микрофонах для конференций.
ФНЧ – фильтр низких частот (Roll-off). Понижает уровень низких частот, что улучшает качество звукопередачи. В итоге заметно уменьшается количество помех от шума ветра, дыхания человека, ударов по микрофону. Такая опция пригодится, чтобы контролировать «эффект приближения» (повышение громкости низких частот в случае приближения к источнику шума). Встречается в электретных и конденсаторных моделях.
Стереозапись – записывает звук с микрофона в стереоформате. Обычно такая функция реализуется в двунаправленных микрофонах, реже – в парных комплектах.
Аттенюатор – снижает уровень сигнала на выходе. Применяется для ослабления громкости звука с целью недопущения перегрузки оборудования.
Отключение микрофона – полезно в ряде случаев: при связи по Skype, чтобы собеседник не слышал посторонние разговоры; во избежание появления неприятного звучания в колонках из-за перестановки микрофона и так далее.
Регулировка чувствительности – дает возможность менять настройки микрофона исходя из текущей ситуации (прежде всего, громкость звука). При этом не нужно пользоваться регулировками в других элементах аудиосистемы.
Переключение ДН – позволяет выбирать диаграмму направленности (ДН) однонаправленного микрофона (кардиодная, суперкардиодная и так далее). В некоторых моделях эта опция используется для переключения между разными форматами работы (однонаправленный, двунаправленный, всенаправленный).
Выход на наушники – для подключения наушников к микрофону. Такой вариант характерен для студийных устройств, поскольку помогает контролировать качество вокала при записи. Чаще всего наушники подключаются через mini-Jack.
Выбор микрофона
Правильно подобранный микрофон – залог качественной звукозаписи. Предварительно изучив вышеописанные характеристики, приступаем к выбору модели микрофона.
Во-первых, ставим перед микрофоном задачи и определяемся с областью его применения: караоке (нужна четкость передачи звука), инструментальная или вокальная запись в студии (высокая чувствительность, определенный частотный диапазон), концертное выступление (надежность и устойчивость к внешним условиям). От поставленных задач зависит расстановка приоритетов в характеристиках.
Сценические микрофоны, например, должны отличаться небольшими размерами, эргономичностью и универсальностью. Репортерские – надежностью и способностью выдержать любые погодные условия, узкой направленностью. Студийные музыкальные микрофоны хоть и должны отличаться особой чувствительностью и устойчивостью, но их нужно тоже выбирать по назначению: вокальные или инструментальные.
Не пренебрегайте такой характеристикой микрофона, как его внешний вид, дело не привлекательности устройства, а в комфорте его использования: как микрофон лежит в руке, не скользит ли, нет ли неприятных запахов, торчащих деталей и т.д.
Изучите, что входит в комплект покупаемого микрофона. Это могут быть гарнитура, крепление, ветрозащита и т.д. Да, на качество звука эти милые дополнения не влияют, зато что-то не придется докупать, что тоже приятно. Например, для репортеров обязательным аксессуаром являются ветрозащитный колпачок и удобное крепление.
Выбор микрофона — сложное и важное решение. Иногда опыт правильного подбора микрофонов приходит с годами, как и опыт использования различных методов звукозаписи и подзвучивания. Только практика сделает вас профессионалом, но начинать получать теоретические основы работы с микрофонами можно уже сегодня.
Только практика сделает вас профессионалом, но начинать получать теоретические основы работы с микрофонами можно уже сегодня.
Методы
Профессиональные модели передают в диапазоне VHF или UHF и имеют “ истинный ” разнесенный прием (два отдельных модуля приемника, каждый со своей собственной антенной), что устраняет мертвые зоны (вызванные фазовой компенсацией) и эффекты, вызванные отражением радиоизлучения. волны на стенах и поверхностях в целом. (См. Разнесение антенн ).
Другой метод, используемый для улучшения качества звука (фактически, для улучшения динамического диапазона), – это компандирование . Nady Systems, Inc. была первой, кто предложил эту технологию в беспроводных микрофонах в 1976 году, которая была основана на патенте, полученном основателем компании Джоном Нади.
Некоторые модели имеют регулируемое усиление на самом микрофоне, чтобы можно было работать с источниками различного уровня, такими как громкие инструменты или тихие голоса. Регулируемое усиление помогает избежать клиппинга и максимизировать отношение сигнал / шум.
Некоторые модели имеют регулируемый шумоподавитель , который заглушает выходной сигнал, когда приемник не получает сильный или качественный сигнал от микрофона, вместо воспроизведения шума. При настройке шумоподавления регулируется порог качества или уровня сигнала.
Тип
Конденсаторные микрофоны – применяются в основном для записи звука в студии или домашних условиях. Они требуют дополнительного питания: либо от аккумулятора, либо от сети, либо питание подается от разъема подключения (так называемое «фантомное» питание). Позволяют записывать звук с минимальными искажениями. Недостатки – высокая цена, требуется дополнительное питание.
Конденсаторные ламповые – разновидность предыдущих микрофонов. Характеризуются особенным «теплым» звучанием, которое высоко ценят многие слушатели и профессиональные музыканты. Используются в студийной работе. Минус – высокая стоимость.
Динамические микрофоны – используются для живого звука на концертах, различных мероприятиях, караоке. Имеют прочную конструкцию, устойчивы к падениям и ударам. Преимущества – невысокая цена, не требуется дополнительное питание (микрофон достаточно подключить в соответствующий разъем), возможность записи звука с высоким звуковым давлением, например, барабанов.
Динамические ленточные – разновидность динамических микрофонов. Отличаются от стандартных моделей более высокой точностью передачи звука. В итоге получается «бархатный» звук. Недостатки: высокая цена, громоздкость, хрупкость. Такие микрофоны встречаются редко и применяются в студиях.
Электретные микрофоны – по характеристикам напоминают конденсаторные модели. Выгодно отличаются меньшей ценой, большей компактностью, лучшей устойчивостью к внешним воздействиям. Одним устройствам достаточно питания от аккумулятора, другие требуют мощное «фантомное» питание.