Виды газовых баллонов: полная классификация + разбор маркировки

Характеристики кислородного баллона

Состоит кислородный баллон из углеродистой (45Д) или высоколегированной (30ХГСА) стали. Если вас интересует, может ли сжатый кислород храниться в таре из иных материалов, то ответ – конечно же да. Для производства баллонов нередко используют металлопластик и композитные материалы. Толщина стенки – 7-9 миллиметров. Форма цилиндрическая; одна сторона сосуда имеет закругление, в то время как вторая оснащена горловиной, предназначенной для редуктора. От воздействий окружающей среды редуктор защищен колпаком, который крепится на расположенное на горловине кольцо. Устойчивость конструкции придает башмак.

Сжатый кислород при транспортировке и хранении тяжело перепутать, например, с баллоном с углекислотой или емкостью с пропаном, так как его закачивают в баллоны голубого цвета, на которых черной краской прописано название газа, находящегося внутри. Кроме того, боковой вентиль штуцера кислородного баллона оснащен правой трубной резьбой, благодаря чему снижается риск ошибочной закачки в баллоны горючих газов.


маркировка кислородного баллона

Чтобы узнать, сколько весит пустой кислородный баллон, стоит обратить внимание на маркировку, которая находится в верхней части емкости, на конусе. Кислородный баллон обязательно содержит выбитые товарный знак производителя; дату изготовления с указанием года следующего освидетельствования; показатели давления (рабочее и пробное гидравлическое), вместимости, массы; клеймо ОТК завода-изготовителя

Обратите внимание: указанная масса не включает в себя массу колпака и вентиля, однако включает массу башмака, кольца, нанесенной на емкость краски.

Кислород в баллонах имеет давление 14,7 – 19,6 МПа. Сжатый кислород может помещаться в емкости, имеющие объем 1 л, 5 л, 10 л, 15 л, 20 л, 25 л, 40 л, 50 л. Баллон кислородный 50-литровый, как и 40-литровый баллон, предназначены для использования на производстве.

Виды емкостей, в которые помещают сжатый кислород, можно выделить не только на основании их объема и массы, но и с учетом длины и диаметра. Длина различных моделей может быть от 250 до 1485 мм, а диаметр – от 89 до 219 мм.

Эксплуатационные требования, применяемые к газовым баллонам

К использованию в бытовых и производственных нуждах допускаются только те баллоны, которые не имеют повреждений и которые прошли освидетельствование в установленный срок. Перед использованием необходимо проводить внешний осмотр баллона. Его стенки не могут иметь никаких повреждений, вмятин, трещин, коррозийных изменений, трещин или сильных вздутий. Внешняя поверхность баллона должна быть промаркирована и окрашена в соответствии с предписаниями Госта. При этом Площадь окрашенной поверхности не может быть меньше семидесяти процентов. Если остаточная покраска меньше этого уровня, то баллон изымается из эксплуатации и отправляется на техническое обслуживание и освидетельствование.

После внешнего осмотра необходимо произвести осмотр вентиля. Он должен быть полностью исправным. Также баллон должен содержать остаточное давление. На внешней поверхности баллона должен присутствовать ясно читаемый паспорт, в котором стоит отметка о прошедшем освидетельствовании.

Все работы по ремонту баллона, ремонту его выпускной части, окраске, освидетельствованию и прочим технологическим процедурам имеет право проводить только та организация, которая получила специальное разрешение на осуществление работ с сосудами, работающими под высоким давлением.

Правила безопасной эксплуатации пропановых баллонов

  • При использовании и хранении нельзя допускать перегрева баллонов (например, надолго оставлять под прямыми солнечными лучами);
  • не рекомендуется вытравливать пропан-бутановую смесь до полного опустошения резервуара (при определенных условиях он может всосать воздух, а это опасно);
  • при транспортировке обязательно использовать заглушки и предохранительные колпаки;
  • в случае обнаружения вмятин или других дефектов, изделие необходимо отправить на внеплановую перепроверку;
  • частным лицам разрешается перевозить не более пяти баллонов в одном транспортном средстве (при этом они должны быть отделены прокладками друг от друга).
  • необходимо постоянно контролировать состояние балонов, ведь не зря они считаются огне- и взрывоопасными объектами.

Какое давление газа в баллоне с пропаном?

Согласно ГОСТ15860-84 рабочее давление в резервуаре не должно превышать 1,6 МПа. При этом доля пропана в углеводородной смеси должна быть не меньшей, чем 60%

Это очень важно для безопасной эксплуатации газобаллонных установок. Конечно же, рассчитываются изделия на значительно большее давление – более 5,0 МПа. Производственные и периодические испытания проводятся под давлением 3,0 МПа

Производственные и периодические испытания проводятся под давлением 3,0 МПа.

Нормы заправки

На станциях заправки газовых баллонов сотрудники знакомы с нормативами. Так как слишком сильно заправленный баллон можно взорваться или у него может оторвать клапан. Так, что если вы заправляетесь у надёжного поставщика вам не о чем волноваться.

Тип баллона (л)5122750
Максимально допустимое кол-во пропана, л3,58,418,935

Устройство газового баллона

Как для хранения, так и транспортировки сжатого и сжиженного газа созданы газовые баллоны — специальные сосуды, в которых эти вещества находятся под высоким давлением. Первый вид газа под любым давлением пребывает в газообразном состоянии, а второй, при росте этого параметра, переходит в жидкую фазу.

В сжатом и сжиженном состоянии транспортируются и хранятся азот, фтор, кислород, метан, водород, а также хлор, углекислый газ, аммиак.

Сама емкость представляет собой цельносварную конструкцию со стенками толщиной минимум 2 мм с геометрией в виде цилиндра. Она изготовлена из стали или полимера.

Ее составляющие:

  • обечайка;
  • горловина;
  • дно.

Горловина баллона имеет конусную резьбу под запорный вентиль, герметично перекрывающий выход. В случае, когда в силу каких-то причин произойдет расширение газа, под воздействием давления вентиль сорвется, и давление внутри сосуда придет в норму.

Газ внутри такого сосуда пребывает под давлением максимум 15 МПа. В корпусе баллона или обечайке имеется сварной одинарный шов.


Объем баллона зависит от материала, из которого он изготовлен, вида наполнителя и назначения. Кислородные баллоны бывают как малолитражными — от 2 до 10 л, так и средними — 20 – 40 л

Чтобы газ внутри сосуда оказывал одинаковое давление на его стенки, у каждого баллона есть выпуклое днище — верхнее и нижнее. Для большей устойчивости баллон снабжен кольцевой опорой — башмаком. Кроме того, газовый резервуар имеет в своем комплекте металлический или пластиковый колпак, предохраняющий вентиль во время эксплуатации и транспортировки.

Колпак навинчивают на кольцо горловины. Иногда баллон снабжают редуктором, предназначенным для уравновешивания давления. Вентиль представляет собой узел, в состав которого входит стальной корпус в виде тройника, маховик, запорный элемент.

Под каждый вид газа требуется вентиль специальной конструкции

Для безопасной эксплуатации важно, чтобы тип емкости соответствовал наполнителю. Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом

Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию

Узел, состоящий из пропускного клапана и штока, называется запорным элементом. Каждая из деталей сборки выполняет свою функцию.

Клапан необходим для регулировки подачи газа через корпус, а шток — для взаимодействия маховика с клапаном через крутящий момент. Поворачивая маховик, можно закрывать или открывать поток газа.


Все 3 части вентиля имеют резьбу. Внизу она нужна для крепления детали к баллону, вверху посредством резьбового соединения прикреплен шток клапана. На боковую резьбу навинчена заглушка

Конструкция баллонов для газообразного кислорода, маркировка баллонов, причины их взрыва.

Баллоныдлясжатыхгазов

Для хранения и транспортировки сжатых, сжиженных и растворенных газов, находящихся под давлением, применяют стальные баллоны. Баллоны имеют различную вместимость — от 0,4 до 55 дм3.

Баллоны представляют собой стальные цилиндрические сосуды, в горловине которых имеется конусное отверстие с резьбой, куда ввертывается запорный вентиль. Для каждого газа разработаны свои конструкции вентилей, что исключает установку кислородных вентилей на ацетиленовый баллон и наоборот. На горловину плотно насаживают кольцо с наружной резьбой для навертывания предохранительного колпака, который служит для предохранения вентиля баллонов от возможных ударов при транспортировке.

Баллоны для сжатых, сжиженных и растворенных газов изготовляют из бесшовных труб углеродистой и легированной стали. Для сжиженных газов при рабочем давлении не свыше 3 МПа допускается применение сварных баллонов.

В зависимости от рода газа, находящегося в баллоне, баллоны окрашивают снаружи в условные цвета, а также соответствующей каждому газу краской наносят наименование газа. Например, кислородные баллоны окрашивают в голубой цвет, а надпись делают черной краской, ацетиленовый — в белый и красной краской, водородные — в темно-зеленый и красной краской, пропан — в красный и белой краской. Часть верхней сферической части баллона не окрашивают и выбивают на ней паспортные данные баллона: тип и заводской номер баллона, товарный знак завода-изготовителя, масса порожнего баллона, вместимость, рабочее и испытательное давление, дата изготовления, клеймо ОТК и клеймо инспекции Госгортехнадзора, дата следующего испытания. Баллоны периодически, через каждые пять лет, подвергают осмотру и испытанию.

Основные типы баллонов, применяемых для хранения и транспортировки кислорода, азота, водорода и других газов, приведены в таблице.

Кислородные баллоны

Для газовой сварки и резки кислород доставляют в стальных кислородных баллонах типа 150 и 150 Л. Кислородный баллон представляет собой стальной цельнотянутый цилиндрический сосуд 3, имеющий выпуклое днище 1, на которое напрессовывается башмак 2; вверху баллон заканчивается горловиной 4. В горловине имеется конусное отверстие, куда ввертывается запорный вентиль 5. На горловину для защиты вентиля навертывается предохранительный колпак 6.

Наибольшее распространение при газовой сварке и резке получили баллоны вместимостью 40 дм3. Эти баллоны имеют размеры: наружный диаметр — 219 мм, толщина стенки — 7 мм, высота — 1390 мм. Масса баллона без газа 67 кг. Они рассчитаны на рабочее давление 15 МПа, а испытательное — 22,5 МПа.

Чтобы определить количество кислорода, находящегося в баллоне, нужно вместимость баллона (дм3) умножить на давление (МПа). Например, если вместимость баллона 40 дм3 (0,04 м3), давлением 15 МПа, то количество кислорода в баллоне равно 0,04х15=6 м3.

Рисунок 1 — Кислородный баллон

На сварочном посту кислородный баллон устанавливают в вертикальном положении и закрепляют цепью или хомутом

Для подготовки кислородного баллона к работе отвертывают колпак и заглушку штуцера, осматривают вентиль, чтобы установить, нет ли на нем жира или масла, осторожно открывают вентиль баллона и продувают его штуцер, после чего перекрывают вентиль, осматривают накидную гайку редуктора, присоединяют редуктор к вентилю баллона, устанавливают рабочее давление кислорода регулировочным винтом редуктора. При окончании отбора газа из баллона необходимо следить, чтобы остаточное давление в нем было не меньше 0,05-0,1 МПа

При обращении с кислородными баллонами необходимо строго соблюдать правила эксплуатации и техники безопасности, что обусловлено высокой химической активностью кислорода и высоким давлением. При транспортировке баллонов к месту сварки необходимо твердо помнить, что запрещается перевозить кислородные баллоны вместе о баллонами горючих газов. При замерзании вентиля кислородного баллона отогревать его надо ветошью, смоченной в горячей воде.

Причинами взрыва кислородных баллонов могут быть попадания на вентиль жира или масла, падения или удары баллонов, появление искры при слишком большом отборе газа (электризуется горловина баллона) нагрев баллона каким-либо источником тепла, в результате чего давление газа в баллоне станет выше допустимого.

Таблица 1 — Типы баллонов для сжиженных газов

Тип баллона Давление, МПа Предел прочности, МН/м2 Относительное удлинение, %
условноегидравлическоепневматическое
1001015,01065015
1501522,51565015
2002030,02065015
150Л1522,51590010
200Л2030,020900

КОНСТРУКЦИЯ ВЕНТИЛЯ

В стандартном варианте газовые баллоны с пропаном объемом до 27 литров комплектуются клапанами КБ-2 или вентилями ВБ-2. Второй вариант считается более надежным. К вентилю присоединяется редуктор с помощью резьбы штуцера и накидной гайки. Степень герметичности соединения регулируется рожковым ключом. Для уплотнения устанавливается одноразовая прокладка.

Соединения с клапаном не всегда герметичные и часто приводят к утечке газа.

Конструктивно вентиль состоит из следующих элементов:

  • стального корпуса в форме тройника с резьбой;
  • запорной части;
  • маховика;
  • уплотнителей.

Тип вентиля должен соответствовать характеристикам содержимого емкости и самого баллона.

Цвет баллона говорит о том, какой газ там находится:

  • красный цвет – пропан-бутан;
  • черный – азот;
  • синий цвет – кислород;
  • зеленый – водород;
  • белый цвет – ацетилен.

Расшифровка маркировки баллонов

Правильно прочитав маркировку, можно получить полную информацию о газовом баллоне. Если это пропановый баллон, то его паспорт — в районе вентиля, на металлическом кружке.

В паспорте баллона с пропаном указано: рабочее давление в МПа, испытательное давление в тех же единицах, объем емкости по факту в л, заводской №, дата изготовления в виде «MM.ГГ.АА», где первые символы обозначают месяц, вторые — год, третьи — год предстоящей аттестации.

Далее следует вес пустого баллона в кг, масса заполненного баллона. Последней строкой идут буквенные обозначения «R-АА». «R» — клеймо участка переаттестации или завода. Сочетание символов «АА» раскрывает информацию о годе, до которого эта аттестация будет действительной.

Решение о пригодности баллона нужно принимать только после полной расшифровки всех данных о нем. Если на нем обнаружены дефекты, то его опорожняют и отправляют в ремонт

Маркировка кислородного баллона имеет свой порядок и состоит из четырех строк. В первой есть данные о производителе, а также номер емкости. Во второй — дата выпуска и рекомендуемая дата проверки. В третьей — гидравлическое и рабочее давление. В четвертой — объем газа и масса баллона без вентиля и колпака.

Покупая баллон, следует обратить внимание, как на него нанесена информация. На корпусе ее не наносят краской, а выбивают, а затем покрывают специальным бесцветным лаком с целью защиты от коррозии

Часто последняя строка содержит клеймо предприятия-изготовителя.

Виды неисправностей баллонов и их устранение

Все существующие у газовых баллонов неисправности делят на два вида: подлежащие устранению и не подлежащие.

К первому виду относят:

  • некорректную работу вентиля баллона и манометра;
  • повреждение башмака или его смещение;
  • повреждение резьбового соединения;
  • утечка газа;
  • во многих местах облупившаяся окраска корпуса.

Второй вид неисправностей — значительно поврежденная поверхность корпуса в виде вмятин, трещин, вздутия, отсутствие маркировки. В этом случае баллон отбраковывают. Решение о возможности или невозможности ремонта принимает специалист с соответствующей квалификацией.

При ремонте газовых баллонов часто производят простую замену дефектных элементов. Иногда требуется внутренняя промывка емкости и проверка на наличие коррозии изнутри. Периодическая проверка включает все эти работы, а по ее окончании выдают сертификат.

Газовый баллон на фото подлежит ремонту. Его необходимо покрасить и заменить вентиль. Первую работу можно выполнить самостоятельно, а вторую следует доверить специалисту

В домашних условиях этого делать не следует. Все, что можно сделать самому, — покрасить корпус баллона

Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не закрасить надписи и не повредить маркировку. Все остальные неисправности может устранить только специализированная мастерская или завод-изготовитель

Баллоны для пронан-бутана

Баллоны для пропан-бутана изготовляют согласно ГОСТ 15860-84 сварными из листовой углеродистой стали. Основное применение нашли баллоны вместимостью 40 и 50 дм3. Балонны для пропан-бутана окрашиваются в красный цвет с белой надписью “пропан”.

Баллон для пропан-бутана представляет собой цилиндрический сосуд 1, к верхней части которого приваривается горловина 5, а к нижней – днище 2 и башмак 3. В горловину ввертывается латунный вентиль 6. На корпус баллона напрессовываются подкладные кольца 4. Для защиты вентиля баллона служит колпак 7.

Баллоны рассчитаны на максимальное давление 1,6 МПа. Из-за большого коэффициента объемного расширения баллоны для сжиженных газов заполняют на 85-90% от общего объема. Норма заполнения баллонов для пропана – 0,425 кг сжиженного газа на 1 дм3 вместимости баллона. В баллон вместимостью 55 дм3 наливается 24 кг жидкого пропан-бутана. Максимальный отбор газа не должен превышать 1,25 м3/ч.

Особенности окраски газовых баллонов

Баллоны со сжатым газом в России и за рубежом окрашивают по-разному. При этом каждому виду газа соответствует не только определенный цвет корпуса, но и окрас полосы, надписи.

В таблице указаны идентификационные цвета баллонов с некоторыми видами газов, а также цвет надписей и полосы.

ГазОкрас баллонаНадписьПолоса
АммиакЖелтыйЧерныйКоричневый
АзотЧерныйЖелтыйКоричневый
Аргон технический и чистыйЧерный, серый соответственноСиний/ЗеленыйСиний/Зеленый
АцетиленБелыйКрасныйЗеленый
БутиленКрасныйЖелтыйЧерный
БутанКрасныйБелыйЧерный
ВодородТемно-зеленыйКрасныйЧерный
Воздух сжатыйЧерныйБелыйЧерный
ГелийКоричневыйБелыйЧерный
КислородГолубойЧерныйЧерный
СероводородБелыйКрасныйКрасный
УглекислотаЧерныйЖелтыйЖелтый

Закись азота закачивают в серый баллон с черной надписью и такой же полосой. Защитного цвета баллон с фосгеном имеет желтую надпись и желтую полосу, а такого же цвета баллон, но с черной надписью и зеленой полосой содержит хлор. Алюминиевая окраска баллона, черная надпись на нем и две полосы желтого цвета указывают на то, что он наполнен фреоном-22.

Для сернистого ангидрида предназначен баллон черного цвета с белой полосой и желтой надписью. Этилен заключают в фиолетовый баллон с красной надписью и полосой зеленого цвета. Для остальных горючих газов предназначены красные сосуды с белой надписью, зеленой полосой. Негорючие газы обозначены желтой надписью на черном фоне корпуса и зеленой полосой.

Преимущества и недостатки перед стальным газовым баллоном

Газовые баллоны из композитных материалов выполняют те же функции и должные удовлетворять тем же требованиям безопасности, что и стальные.

Преимущества композитных баллонов:

  • Вес. Композитная емкость весит примерно вдвое меньше, чем обычный металлический баллон.
  • Удобство обращения. Композитный баллон снабжен удобными ручками, емкость средней вместимости теперь под силу поднять и переместить даже хрупкой домохозяйке или туристке.
  • Прозрачность. Уровень заполнения сжиженным газом можно легко проверить визуально.
  • Удобство хранения. Кольцевая ручка защищает клапан и редуктор сверху, емкости можно ставить один на другой в несколько рядов, можно также и складывать их в штабели на боку.
  • Срок службы. Производители стальных емкостей дают гарантию в 24 месяца. Композитный баллон может служить десятилетиями, не теряя своих эксплуатационных свойств и внешнего вида.
  • Безопасность эксплуатации. Композитная емкость отличается невозможностью образования искр, могущих привести к пожару или взрыву. Во время производства сосуд снабжается обратным предохранительным клапаном и плавкой вставкой, исключающей возможность его взрыва.

Недостаток у композитного баллона только один, но он достаточно серьезный. Это цена, превышающая цену аналогичного по объему стального в 2-3 раза. При покупке одной емкости пользовательские преимущества композитного варианта перевешивают этот недостаток. Однако если предстоит замена баллонов в батарее индивидуального газоснабжения или в 20 тепловых зонтиках на террасе ресторана — такое вложение может не окупиться.

Какие кислородные баллончики бывают и зачем они нужны.

На первый взгляд кислородные баллончики мало чем отличаются друг от друга. Однако и среди таких простых устройств есть различия:

  • Объём. На прилавках можно встретить баллоны с обьемом на любой вкус. Наиболее популярны продукты с обьемом 8,10 и 12 л.
  • Устройство баллончика.

Существуют 3 типа баллонов:

  1. Обычные устройства.
  2. С распылителем (дает возможность регулировать поток газа и расходовать его более экономично).
  3. С маской (повышенный комфорт в использовании продукта).

Сфера применения кислородных баллончиков весьма обширна. Основными показаниями к применению являются:

  • гипоксия, заболевания сердца и дыхательных путей.
  • симптомы похмелья и укачивания.
  • успокаивающее действие на нервную систему, способствуют крепкому сну.
  • Повышение работоспособности.

Пользоваться этим компактным устройством совсем просто. Достаточно сделать 3-5 вдохов, чтобы почувствовать себя лучше.

Композитные или стальные?

Как и у каждого изделия, у композитных баллонов есть свои достоинства и недостатки. К их плюсам можно отнести то, что они легче стальных и их удобнее переносить вручную. Так, 12-литровый композитный баллон весит 3,4 кг, а стальной такого же объема — 6 кг.

«У композитных баллонов прозрачные стенки. Благодаря этому можно видеть уровень газа в баллоне и вовремя его наполнить. Хотя по правилам безопасности срок службы стальных и композитных баллонов одинаков и составляет 20 лет, последние всё-таки на практике обладают большей долговечностью при правильной эксплуатации, так как не подвержены коррозии», — говорит Роза Гордеева.

Также композитные баллоны безопаснее стальных. Последние могут взорваться, и их осколки разлетятся во все стороны. Композитные баллоны оснащены вентилем с предохранительным клапаном и плавкой вставкой. Предохранительный клапан предназначен для сброса избыточного давления, а плавкая вставка срабатывает в случае повышения температуры вокруг баллона, например при пожаре или перепаде температуры во время наполнения и эксплуатации. У стальных баллонов такие запорные устройства с предохранительным клапаном отсутствуют, но их можно приобрести и установить отдельно.

«К недостаткам композитных баллонов относят, во-первых, высокую цену. Во-вторых, их запорные устройства с трудом сопрягаются с отечественными редукторами: приходится применять переходники или покупать импортные редукторы. В-третьих, пустые композитные баллоны „боятся“ вакуума и менее прочны на сжатие, чем стальные, поэтому нужно следить, чтобы в баллоне всегда находилось какое-то количество газа», — говорит Роза Гордеева.

Баллоны из композитных материалов в 3,5-4 раза дороже стальных. Это связано с несколькими причинами.

«Во-первых, композитные баллоны изготовляются на высокотехнологичном оборудовании из дорогого материала: специального стекловолокна. Процесс производства состоит из нескольких этапов и контролируется высококвалифицированными специалистами. Во-вторых, композитные баллоны импортируются, а это всегда дороже, чем производитель на месте. Так, основными поставщиками композитных баллонов являются Чехия, Норвегия, Индия и Пакистан. Стальные же баллоны производятся в России и привозятся в основном из Белоруссии. В-третьих, на цену влияет курс рубля по отношению к доллару и евро. В-четвертых, продавцы в России, естественно, хотят получать коммерческую выгоду. Всё это влияет на конечную цену товара», — объясняет технический директор Ассоциации производителей газового оборудования Антон Хомутов.

Как выбрать обогреватель для квартиры и дачи? Подробнее

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий