Ламели и обмотки
Ламели отвечают за передачу электрического разряда ротору. Они крепятся на клей прямо к валу, но при заклинивании электродвигателя способны разрушаться и отслаиваться. Если отслойка незначительная, то можно обойтись без замены движка, воспользовавшись токарным станком и мелкой наждачкой.
При проблемах с обмоткой движок или не может разогнаться до максимальных значений, или вовсе не запускается. Дело в том, что происходит короткое замыкание, мотор начинает сильно греться, термодатчик фиксирует перегрев и экстренно вырубает систему. Если не устранить неполадку, то замкнутый круг будет продолжаться, пока не сломается термистор. Проверяется состояние обмотки мультиметром.
- Тестер включается на режим «Сопротивление».
- Щупы прикладываются к ламели.
- Оценивается значение на дисплее, которое в норме составляет 20-200 Ом. Если цифра меньше, то дело в замыкании, больше – в обрыве.
Статор тоже проверяется мультиметром в режиме зуммера поочередным прикладыванием щупов к обмотке. Если прибор молчит, то все в порядке. Обнаружив проблему обмотки, не спешите ремонтировать движок – это бесполезно. Легче и дешевле приобрести новый мотор.
Интересное:
Поделитесь своим мнением — оставьте комментарий
Если стиральная машина перестала работать, причина может быть в неисправности двигателя. Прежде чем покупать новую деталь, нужно провести проверку мотора СМА и установить причину его поломки. В большинстве случаев его можно починить.
В статье рассмотрим, какие виды двигателей бывают и в чем особенность их проверки своими руками.
Как проверить исправность двигателя своими руками
Поскольку сегодня используются только коллекторные и инверторные моторы, рассмотрим пути диагностики на их примере.
Прямоприводной тип
Проверить его исправность в домашних условиях сложно. Можно использовать системное тестирование, если оно предусмотрено в вашей модели стиралки. Также самодиагностика может выдавать код неисправности на дисплее машины. Расшифровав код, вы поймете, в чем проблема и стоит ли обращаться в мастерскую.
Если вы все-таки решите снять двигатель, делайте это правильно:
- Отключите стиральную машинку от питания.
- Снимите заднюю крышку, выкрутив болты по периметру.
- Под ротором двигателя расположены винты, которые крепят проводку. Их нужно выкрутить.
- Выкрутите центральный болт, удерживающий ротор. Для этого используйте головку на 16 (для модели LG).
- При откручивании болта второй рукой удерживайте ротор, чтобы он не вращался.
- Снимите сборку ротора.
- За ней расположена сборка статора, которую удерживают 6 болтов.
- Для их выкручивания возьмите головку на 10.
- Отсоедините разъемы проводки от статора.
Можно начинать осмотр и проверить работоспособность двигателя.
Коллекторный тип
Существует несколько способов проверки коллекторного двигателя. Но сначала достаньте мотор из корпуса:
- Снимите заднюю крышку СМА.
- Отсоедините провода от двигателя.
Открутите болты и вытащите мотор из корпуса.
Приступите к диагностике. Соедините провода обмотки статора и ротора, как указано на схеме ниже. Затем подключите обмотку к электричеству 220 Вольт. Если ротор начал вращаться, считается, что прибор исправен.
Исходя из сказанного выше, в данную схему можно включать балласт, который служит защитой. В качестве балласта можно использовать ТЭН от стиралки. Подключение согласно схеме:
В таком случае при замыкании элемент начнет нагреваться, защищая двигатель от сгорания.
Поскольку коллекторный мотор состоит из нескольких элементов, их все нужно проверить.
Электрические щетки
По бокам корпуса мотора находятся две щетки. Поскольку выполняются они из мягкого материала, со временем они стирается. Достаньте щетки из корпуса и, если они изношены, установите новые детали.
Купить новые элементы вы можете в магазине, показав старые щетки либо назвав модель машины.
Проблема в ламелях
Через ламели посредством щеток передается электричество к ротору. Поскольку ламели крепятся на клей к валу, при заклинивании мотора они могут отслаиваться. С небольшими отслоениями можно справиться при помощи токарного станка, проточив коллекторы. Стружка тщательно вычищается мелкой шкуркой.
При осмотре ламелей обращайте внимание на отслоения и заусенцы, которые указывают на неполадки в работе
Обмотки ротора и статора
При проблемах с обмоткой двигатель СМА становится менее мощным, либо вообще прекращает работать. Происходит это потому, что в обмотках возникает замыкание, мотор сильно перегревается и срабатывает термистор, который отключает его для безопасности.
Проверить обмотки можно мультиметром. Настройте его в режим измерения сопротивления. Прикладывайте щупы мультиметра к ламели, как показано на картинке. В норме показатели должны быть от 20 до 200 Ом. Если сопротивление меньше – это замыкание. Если больше – обрыв обмотки.
Чтобы найти место замыкания, один щуп мультиметра подсоедините к проводке, другой к корпусу. В норме не должно быть никаких звуков.
Если вы нашли поломку, не пытайтесь проводить самостоятельный ремонт. Для этого нужно заново создавать обмотку. В данном случае проще заменить электродвигатель.
Как видно, проверить двигатель своими руками несложно. В некоторых случаях вы сможете самостоятельно отремонтировать двигатель или обратиться в сервисный центр.
Источник
Как исправить ошибку F02 стиральной машины Индезит
Главная › Полезные статьи
Появление на экране дисплея стиральной машины Индезит любого из кода ошибок еще не дает нам точный ответ, что же именно случилось. Код ошибки указывает нам на тот узел агрегата, в котором возникла неисправность.
Именно по этой причине найти и устранить поломку иногда бывает очень сложно. Даже опытный мастер по ремонту может потратить приличный период времени на диагностику и поиск поломки.
В домашних условиях сделать это еще сложнее, но мы постараемся помочь вам и дать подробный алгоритм действий по ошибке F02.
Суть ошибки
Код F02 свидетельствует о том, что в тахогенераторе (таходатчике, датчике Холла) оборвана электрическая цепь, что мешает корректному запуску электродвигателя.
На практике ситуация чаще всего выглядит так: после закладки одежды и выбора режима стирки машина несколько раз тщетно пытается запустить барабан.
2-3 безуспешных попытки – и на дисплее высвечивается ошибка F02.
У электромеханических моделей Индезит (Indesit) дисплей отсутствует вовсе, поэтому о наличии ошибок может свидетельствовать самопроизвольное загорание лампочек на панели управления.
Возможные причины возникновения F02
Причин обрыва цепи между двигателем и тахогенератором может быть много, приведем только самые распространенные:
- Неисправность таходатчика, который отвечает за обороты электродвигателя;
- Заклинивание ротора машины посторонними предметами;
- Неисправности в модуле управления стиральной машиной;
- Поломка электродвигателя (дополнительно сопровождается кодом ошибки F01);
- Повреждение контактов разъема J9 на плате машины.
Ищем и устраняем причину ошибки
Поиск неисправности может занять немало времени, так что приготовьтесь рассмотреть все возможные варианты. Как правило, поиск ведется поэтапным исключением возможных неполадок.
Самый первый шаг – попробуйте перезагрузить машину, отключив ее от сети на 20-30 минут. Если после включения ошибка исчезла, не поленитесь провести диагностику в сервисном центре производителя Indesit. Возможно, это первый признак неполадок с платой или модулем управления.
Если перезагрузка не привела к успеху, начинаем работать по следующему алгоритму:
- Отключаем машину от канализации и водопровода, а затем разворачиваем ее задней стороной для удобства разборки.
- Снимаем крышку корпуса и открываем сервисный люк, чтобы получить доступ к электродвигателю и приводному механизму.
- Одной рукой придерживаем шкив барабана, а другой аккуратно снимаем с него приводной ремень.
- Откручиваем болты, отсоединяем провода и достаем двигатель наружу.
- Снимаем датчик Холла оборотом и диагностируем его работоспособность с помощью мультиметра. Допустимый показатель в режиме сопротивления – от 115 до 170 Ом.
- Проверяем вращение ротора и наличие посторонних предметов, заклинивающих вращающий механизм.
- Если ни один из вышеперечисленных приемов не помог найти неисправность, приступайте к проверке электропроводки и клемм, соединяющих плату управления и двигатель.
- После проверки работоспособности электродвигателя приступаем к поискам платы управления. У большинства моделей Индезит он располагается в задней части машины справа относительно бака. Если сомневаетесь или не уверены насчет своей модели, лучше посмотрите схему узлов и механизмов в инструкции по эксплуатации.
- Извлеките плату управления из машины и проверьте работоспособность контактов на разъеме J9. Если замеры сопротивления не соответствуют рабочим показателям, замените контакты на новые.
Помните, что ремонт любой неисправности в модуле управления лучше доверить опытному мастеру. Самостоятельная перепайка в домашних условиях может привести к еще более серьезным проблемам. Если диагностика показала, что шансов на ремонт модуля управления нет, покупайте новую плату.
Типы двигателей
В стиральных машинах чаще всего применяются следующие типы двигателей:
- асинхронные;
- коллекторные;
- двигатели, имеющие прямой привод.
Рассмотрим каждый вид двигателя подробнее, и как проверить его исправность.
Асинхронный двигатель
Этот двигатель в стиральных машинах применялся ранее. Он имеет не высокий КПД и поэтому в современных машинах почти не используется. По сравнению с современными электромоторами он является самым простым и надежным, поэтому ломается, гораздо реже, чем двигатели других типов.
Проверить исправность двигателя этого типа в домашних условиях довольно сложно. Он напрямую соединен с барабаном. Но если все-таки, удастся подобраться к нему, то надо знать что, чаще всего движок ломается по причине износа подшипников. Их в электромоторе два.
При их помощи вращается вал ротора. Также встречается, но реже, обрыв обмоток. При неправильном хранении и эксплуатации стиральной машины, можно встретить такой дефект двигателя, как нарушение изоляции его обмоток.
Первым делом, что надо сделать, произвести визуальный осмотр. Это касается всех типов двигателей
Надо обратить внимание на целостность краски на корпусе двигателя. Ее отсутствие в некоторых местах, может свидетельствовать о чрезмерном нагреве мотора
Визуальный осмотр двигателя лучше всего производить, разобрав его.
Если нет уверенности в том, что справитесь с этой работой, лучше за нее не браться. Все ремонтные работы во всех типах двигателей производятся только при отключении их от сети.
Порядок разборки асинхронного двигателя:
- открутить винты;
- сделать пометки рисками, расположение крышек относительно корпуса;
- снять вентилятор, открутив два болта;
- снять переднюю и заднюю крышку двигателя, предварительно открутив винты.
Необходимо осмотреть ротор. При осмотре можно выявить повреждения, связанные с оплавлением или его почернением. В этом случае ротор необходимо заменить. Далее осматривается статор. При осмотре можно обнаружить выгоревший изоляционный лак. Это может свидетельствовать о межвитковом замыкании. Обмотка в этом случае требует перемотки. Но лучше заменить деталь целиком.
Если визуальный осмотр, ни каких результатов не принес, надо, используя мультиметр, убедиться в целостности обмоток. Проверки подлежат пусковая и рабочие обмотки. Асинхронный двигатель от старой стиральной машины имеет три вывода. Проверяются все обмотки между собой, а также с корпусом. Если прибор покажет, хоть какое-то сопротивление, значит, имеется пробой обмоток. В этом случае двигатель сдается в стационарный ремонт для перемотки обмоток. Это основные методы проверки асинхронного двигателя в домашних условиях.
Коллекторный двигатель
Электродвигатель часто используется в современных стиральных машинах. Он имеет ременную передачу с барабаном, и легко извлекается из агрегата, поэтому проверить исправность двигателя не представляет особого труда.
Двигатель следует извлечь из корпуса стиральной машины, предварительно открутив стенку корпуса. Обычно он расположен под баком. После извлечения мотора, ротор со статором соединяют последовательно.
Напряжение 220 Вольт подают на концы этой электрической цепи. Для безопасности в цепь последовательно следует включить нагрузочный элемент свыше 500 Ватт. Для этого в цепь последовательно включается ТЭН, или какой-нибудь мощный нагревательный элемент. Такое включение предотвратит двигатель от полного выхода из строя в случае замыкания обмоток.
Очень хорошо такую проверку проводить, используя специальный лабораторный трансформатор. При вращении ротора можно предварительно, но не 100% судить о работоспособности двигателя, так как в собранном стиральном агрегате работа двигателя осуществляется под нагрузкой.
Разновидности и принцип работы
Существует три основных типа двигателя стиральных машин:
Асинхронный (однофазный, трехфазный). Однофазный использовался в старых моделях СМ. Тихая работа и простота конструкции сделали его популярным в 2000-е годы. Состоит деталь из статора и ротора.
Однако на смену большим размерам и невысокому коэффициенту полезного действия пришли более компактные модели.
Коллекторный. Самый распространенный тип на сегодняшний день. Мотор компактен, бесшумен в работе, вращается на высоких скоростях. Работает на ременном приводе, а главное – не зависит от частотности в электросети. Прост в разборке, что позволяет выполнять ремонт самостоятельно. Однако его графитовые щетки быстро стираются и требуют замены.
Прямоприводной (бесколлекторный). Современная разработка производителей. Этому типу не требуется ремень для вращения барабана. Трехфазный двигатель, ротор на магнитах позволяют развивать высокую скорость с высоким КПД.
Благодаря компактным размерам мотора стиралки имеют меньшие габариты.
Важно знать, какой двигатель стоит в вашей стиральной машине и что делать, если он не запускается. Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы
Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы.
Этапы проведения проверки
Почему проверять будем именно коллекторный двигатель? Потому что остальные типы в домашних условиях проверить невозможно. Определить их поломку вы можете только по внешним признакам, либо по коду ошибки на дисплее машины.
Первым делом нужно достать мотор из корпуса машины. Чтобы это сделать, отключите стиралку от напряжения, отсоедините все коммуникации. Теперь:
Нужно снять заднюю крышку с корпуса. В некоторых моделях, предварительно придется убрать верхнюю крышку. Для этого открутите сзади два винта и отставьте верхнюю панель в сторону.
- Выкрутите болты по периметру задней крышки, снимите ее.
- Внизу, под баком, вы увидите двигатель.
- Сфотографируйте разъемы, отсоедините проводку.
- Выкрутите болты, удерживающие мотор. Вытащите его из корпуса.
Чтобы проверить, сгорел ли электродвигатель, достаточно поверхностно его осмотреть. Далее приступите к серьезной проверке: подсоединяйте поочередно обмотки статора и ротора, оставшиеся концы провода подключите к источнику напряжения 220 Вольт. Действуйте согласно схеме ниже.
Таким образом вы проверите электромотор стиральной машины. Если он вращается, значит, еще работает, если нет – подлежит замене.
Однако нужно учитывать, что в рабочей среде вращение детали происходит под нагрузкой. Поэтому нужно полностью проверить все составляющие.
Проверка электрощеток
Признаки износа щеток:
- При работе СМ слышится шум, скрежет.
- Барабан вращается только на низких оборотах или вовсе останавливается.
Быстрому износу способствует перегрузка стиралки бельем, постоянное включение отжима только на высоких оборотах.
Проверяя мотор на стиральной машине методом подключения к напряжению, вы можете заметить, что щетки начали искрить. Убедиться в этом поможет визуальный осмотр: они расположены по бокам корпуса. Отсоедините их провода и вытащите наружу. На фото показано, как выглядит новая и изношенная щетка:
Устанавливаются элементы в обратном порядке, затем к ним подключается проводка.
Проблемы с ламелями
Рассмотрим, как проверить коллектор электродвигателя. Визуально осмотрев коллектор, по которому скользят щетки, вы можете заметить небольшие отслоения. Ламель отслаивается из-за заклинивания двигателя.
Легонько прокручивая ротор, вы можете услышать скребущий звук – он говорит о проблемах с коллектором.
Если это небольшие отслоения, поможет проточка на станке. Ламели затачиваются, все заусенцы и стружка убираются.
Проблемы с обмоткой
Из-за неисправности обмотки статора и ротора двигатель теряют свою мощность или полностью прекращает движение. Почему так происходит: в неисправной обмотке случаются короткие замыкания, из-за этого корпус мотора нагревается до 90 градусов. В результате срабатывает термостат, и двигатель отключается.
При нарушении целостности придется полностью менять обмотку или покупать новый двигатель. Выполнить такой ремонт на дому нельзя.
Как правильно прозвонить обмотку ротора электродвигателя? Возьмите тестер мультиметр, настройте его в режим измерения сопротивления. Прикладывайте щуп к каждой ламели, сверяя показания. Исправная деталь не должна показать более 20-200 Ом.
Теперь вы знаете, как проверить сопротивление обмотки двигателя.
Далее переключите тестер в режим зуммера. Подключите щуп к ротору и к каждой ламели поочередно. Если услышите сигнал – возникла неисправность.
Рассмотрим, как проверить обмотку статора, прозвонив двигатель тестером. Прикладывайте щуп поочередно к каждому концу обмотки. Услышали сигнал? Это говорит о межвитковом замыкании.
Для диагностики на пробой корпуса один щуп приложите к обмотке, другой к корпусу. Наличие сигнала подскажет о пробое. В таком случае СМА может биться током.
Если вы определили, что мотор неисправен, при замене проверяйте совместимость двигателя и стиральных машин. Всегда покупайте деталь конкретно для вашей модели.
Мы разобрали, как проверить ротор и статор коллекторного двигателя. Вы также узнали, как заменить щетки. Можете приступать к ремонту. Видео по теме вам поможет:
Проверяем исправность сенсора
Иногда проблема решается простой перезагрузкой цепи управления. Если же это не помогло, придётся выполнить ряд действий, описываемых далее.
Признаки неудовлетворительной работы устройства
Как проверить таходатчик? Поскольку барабан в стиральной машине вращается ротором двигателя, датчик Холла — также установленный на статоре рядом с ротором внутри двигателя, — остаётся в статическом положении.
Электрическая цепь внутри блока управления определяет положение и скорость вращения ротора и отправляет эту информацию на электронную панель управления. Плата использует эту информацию для принятия решений о процессе стирки и проверки правильности работы определенных компонентов.
Бывает, что датчик Холла в машинах LG не передаёт сигнал плате управления о том, что двигатель вращается, когда он обязан это сделать, например, при плановом отключении стиральной машины.
Некоторые из причин, по которым агрегат не работает:
- поломка двигателя;
- неисправность самого устройства;
- обрыв в электрической цепи управления.
Некоторые внешние симптомы неисправности таходатчика — стиральная машина отказывается запускаться, вода не достигает нужного уровня, агрегат интенсивно вибрирует, бельё плохо отжимается. В этом случае можно, используя обычный мультиметр, произвести проверку.
Порядок проверки
Чтобы найти неисправность датчика в cтиральной машине LG, необходимо подать + 5 В (используя источник питания или батарею) между красным проводом, который является положительным контактом, и чёрным проводом, который является отрицательным контактом. После этого, производится проверка напряжения между каждым из сигнальных проводов (белого цвета) и красным проводом. При вращении двигателя своими руками напряжение должно изменяться от + 5 В до 0 В. При использовании таходатчиков типа SS411 или S41F интервал напряжений тестирования может быть увеличен до 30 В.
Как проверить датчик Холла:
- Снимается приводной ремень.
- Демонтируется двигатель (при отсоединении проводов их надо пометить!).
- Выполнить осмотр креплений: от вибраций они могут быть ослаблены.
- Измерить сопротивление на приборе, используя тестер. Оно должно составлять около 60–70 Ом.
- Проверить, генерируется ли ток. Для проверки тестер подсоединяют к контактам и одновременно вращают мотор рукой. Если напряжение меняется (в пределах 0.2…0.4 В), то прибор исправен, а причина поломки кроется в панели управления.
Разновидности и принцип работы
1. Асинхронный двигатель — недорогой по стоимости, тихо работает. Не используется для современных машинок по причине больших размеров и слабой работоспособности. Устанавливался в первые модели «Ардо» (Ardo), «Бош» (Bosch), «Кэнди» (Candy), «Сименс» (Siemens). 2. В современных моделях установлен коллекторный двигатель. Он отличается средней мощностью, небольшими габаритами, передает обороты на шкив барабана посредством ремня. Конструкция: ротор, статор, таходатчик, пара щеток.
3. Инверторный двигатель (прямоприводной) стали использовать сравнительно недавно. Ремень отсутствует, прибор прикрепляется сразу к барабану, передавая на него обороты. Производительность двигателя высокая, агрегат компактный, редко ломается. Устанавливают в машины Samsung, «Ханса» (Hansa), «Эл Джи» (LG).
Существует три основных типа двигателя стиральных машин:
Асинхронный (однофазный, трехфазный). Однофазный использовался в старых моделях СМ. Тихая работа и простота конструкции сделали его популярным в 2000-е годы. Состоит деталь из статора и ротора. Однако на смену большим размерам и невысокому коэффициенту полезного действия пришли более компактные модели.
Коллекторный. Самый распространенный тип на сегодняшний день. Мотор компактен, бесшумен в работе, вращается на высоких скоростях. Работает на ременном приводе, а главное – не зависит от частотности в электросети. Прост в разборке, что позволяет выполнять ремонт самостоятельно. Однако его графитовые щетки быстро стираются и требуют замены.
Прямоприводной (бесколлекторный). Современная разработка производителей. Этому типу не требуется ремень для вращения барабана. Трехфазный двигатель, ротор на магнитах позволяют развивать высокую скорость с высоким КПД. Благодаря компактным размерам мотора стиралки имеют меньшие габариты.
Важно знать, какой двигатель стоит в вашей стиральной машине и что делать, если он не запускается. Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы
Перед тем, как проверить работоспособность электродвигателя, рассмотрим его принцип работы и основные узлы.
Статор. Эта часть состоит из стальных пластин, между ними расположены медные обмотки. Сам статор недвижим, но вырабатываемое им магнитное поле взаимодействует с полем ротора, приводя его в движение.
Ротор (якорь). Элемент состоит из сердечника, обмотки, коллектора. Ротор взаимодействует с щетками, которые передают напряжение на его коллектор.
Таходатчик. Эта деталь расположена на корпусе двигателя. Датчик измеряет скорость оборотов, передает данные главному модулю. В зависимости от выбранного режима модуль корректирует скорость вращения.
Как прозвонить: условия
Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.
Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.
Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.
Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.
Проверка асинхронных движков
Именно асинхронные движки чаще всего эксплуатируются в бытовых агрегатах, которые функционируют от 220 В. После того, как вынули мотор из оборудования, нужно замерить сопротивление между моторными выводами:
- Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон до 100 Ом.
- Соединить наконечники с выводами подключаемой обмотки. Между средним и крайним в норме значение 30-50 Ом, между средним и другим крайним 15-20.
Также важно проверить утечку тока:
- Выбрать функцию измерения сопротивления с диапазоном 2000 кОм.
- По очереди соединять каждую клемму с корпусом движка.
- На дисплее не должно быть значений. Если вы используете аналоговый мультиметр, стрелка не отклоняется.
Если выявляются проблемы, придется разбирать устройство, чтобы провести более тщательные исследования. Часто возникает межвитковое замыкание. Для их выявления выбирается диапазон 100 Ом, после чего прозванивается каждый контур статора. Сильное отклонение одного показания от другого говорит о замыкании обмотки.
Видео о том, как прозвонить двигатель мультиметром:
Проверка коллекторных движков
Такие моторы применяют в цепи постоянного тока. Перед тем, как прозванивать электродвигатель мультиметром, лучше всего полностью разобрать мотор.
На мультиметре выбирается функция измерения сопротивления с диапазоном 200 Ом. Обычно статор движка данного типа имеет две независимые обмотки, их и нужно протестировать.
Какой показатель считается нормальным, написано в технической документации к двигателю, но на исправность указывает невысокое сопротивление. Если движок очень мощный, сопротивление статора будет совсем маленьким. В моторах с обычной мощностью сопротивление обмотки может быть в пределах 5-30 Ом. Для прозвонки необходимо наконечниками щупов мультиметра дотронуться до выводов обмоток. Если хотя бы в одном контуре нет сопротивления, использовать устройство не нужно.
У ротора коллекторного движка много обмоток, но тестировать якорь легко. Проверка мультиметром двигателя коллекторного типа:
- Выбрать функцию измерения сопротивления и диапазон в 200 Ом.
- Поместить наконечники щупов на коллекторе так, чтобы они были как можно дальше друг от друга.
- Если на дисплее тестера показываются какие-то цифры, без снятия щупов нужно немного провернуть ротор, чтобы другая обмотка соединилась с щупами.
- Если показания почти равные, с якорем всё в порядке.
Также полезно проверить устройство на утечку электротока.
Подробное видео о том, как проверить мультиметром моторчик коллекторный:
Теперь вы знаете, как проверить обмотку электродвигателя мультиметром и сможете тестировать разное оборудование. Даже если вы захотите узнать, как прозвонить мультиметром насос, вам будет полезна эта статья, ведь у бензонасосов тоже есть электромотор. Также вы сможете проверить движок домашней стиральной машины. Словом, умея пользоваться тестером, можно “дружить” с самым разным оборудованием.
Поломка ламелей
Еще одна неприятность, которая может случиться с коллекторным электродвигателем это поломка ламелей. Ламели – это такие небольшие пластины, по которым и «скользят» щетки. Пластины соединяются с обмотками ротора и тем самым через щетки по ним передается электричество. Сами ламели не очень то подвержены износу, они приклеены к валу и могут отслоится в некоторых случаях.
Причина, по которой могут отслоится ламели – это заклинивание двигателя. Из-за того, что машинка эксплуатируется неправильно или присутствуют поломки подшипника, ротор двигателя может клинить, и ток на ламелях сильно взрастает. Вследствие этого ламели могут отклеиться. Если отслоение небольшое, в приделах полмиллиметра, то ситуацию можно исправить с помощью проточки коллектора.
Для того, чтобы проточить коллектор в домашних условиях вам понадобится мелкая шкурка, с помощью нее необходимо проточить ламели, а после этого хорошо вычистить все пространство между них от попавшей стружки. Ниже на видео вы можете увидеть, как протачивать коллектор, для этого используется станок, но принцип один и тот же.
Более частая поломка ламелей, которая может встречаться, это обрыв проводки ротора от ламели в месте их соединения, если у вас такая ситуация, то вам поможет паяльник.