Конденсаторный микрофон — что это такое: устройство, плюсы, минусы

Общие понятия

«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствии с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.

Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа. Первый способ – применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение. Второй способ для электретных микрофонов – они содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме. Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.

Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия обычного динамика акустической системы. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны.

Если говорить простыми словами, то динамический микрофон это грубый технарь, делающий свою работу качественно и в сроки. А конденсаторный – это интеллигентный гуманитарий-шпион применяющий тонкие техники, умеющий слушать, слышать и самое главное – передавать без искажений все подробности процесса )

Что такое «дБ SPL»?

Термин «дБ SPL» — это величина звукового давления (Sound Pressure Level, SPL), силы с которой акустические звуковые волны воздействуют на молекулы воздуха. Когда кто-то поет или говорит, самое сильное звуковое давление — около его рта, затем оно ослабевает по мере того, как звуковые волны удаляются от него.

Для справки, 0дБ SPL — это самый тихий звук, который нормальное ухо может различить, а 1дБ — наименьшее различимое человеком изменение уровня громкости. Например на расстоянии около метра уровень нормальной речи составляет 60дБ SPL, а кузнечный пресс громыхает на 120дБ SPL.

Акустическая волна может принимать разные частоты. У людей с нарушениями слуха может варьироваться от 16 Гц до примерно 20 кГц. Микрофон обычно записывает более узкий диапазон, например, 20 Гц-16 кГц. Это диапазон между максимальным и минимальным звуковым давлением микрофона. Параметр выражается в децибелах. Чем выше значение, тем лучше. Динамический диапазон рассчитывается как разница между максимальным звуковым давлением и уровнем шума, например 127 дБ — 12 дБ = 115 дБ.

Максимальный уровень звукового давления

В этом разница между выходным напряжением микрофона и шумом микрофона. Параметр, выраженный в децибелах. Более высокие значения более желательны. Указывает максимальный уровень звука, который может быть записан микрофоном с искажением не более 0, 5%. Параметр, обозначенный в децибелах.

Минусы конденсаторного микрофона

Конденсаторный микрофон всегда требует для себя источник питания. Либо это предусилитель (+48 В), либо это фантомное питание от микшерского пульта. Поэтому круг использования микрофона часто ограничен.Эти микрофоны практически не бывают концертными и не приспособлены к активной деятельности в разных условиях. Так как эти микрофоны очень чувствительны, то соответственно ловят не только то, что надо, но и часто то, что совсем не надо ловить. Например, голоса за дверью. Или холодильник в соседней комнате. Поэтому эти микрофоны требуют соответствующую звукоизоляцию. Также такие микрофоны не любят небрежного и грубого к ним обращения, и ломаются практически при первом же падении, в отличие от динамических, которые можно (но не нужно!!) случайно уронить и им ничего не будет. Часто конденсаторные микрофоны требуют так называемый ПОП-фильтр для защиты от взрывных согласных «П-Б», «Т-Д», «С-З» у вокалистов. Всё это делается потому, что у этих микрофонов очень нежная начинка, которую легко повредить, просто превысив допустимый уровень звукового давления. Этот уровень всегда написан в паспорте микрофона.

Благодаря лучшей переходной характеристике, конденсаторные микрофоны, как правило, имеют более широкий частотный диапазон, чем динамические. Однако, существуют исключения. Среди конденсаторных микрофонов чаще встречаются однонаправленные, чего нельзя сказать о динамических микрофонах. Строение конденсаторных микрофонов позволяет производить даже самые миниатюрные устройства, в то время как механизмы динамического микрофона накладывает существенные ограничения на его размер. Конечно, бывают на свете хорошие и дорогие студийные микрофоны, будучи динамическими. И наоборот, в последнее время становятся очень популярны конденсаторные микрофоны, приспособленные к живым концертным выступлениям в любых условиях.

Настоящие студийные динамические микрофоны незаменимы там, где практически всегда присутствует повышенное звуковое давление (например, внутри бас-барабана «бочки»). Это барабаны, литавры и любая перкуссия. А у концертного конденсаторного микрофона (наряду с возможностью переключения направленности) ценится его чувствительность к передаче нескольких голосов (инструментов) и расширенный частотный диапазон. Что позволяет использовать его для озвучивания хоров и оркестров.

Вокальными некоторые микрофоны называют из-за характерного подъёма АЧХ в районе 2-4 кГц для подчёркивания голоса человека и для облегчения последующего монтажа при сведении.Соответственно, инструментальными бывают микрофоны с подъёмом АЧХ на частотах, характерных для того или иного инструмента, что говорит об узкоспециализированном микрофоне.
Это разделение очень условно, потому что носит рекомендательный характер: никто не запрещает инструментальным микрофоном записывать вокал (тем более, что есть прецеденты). и наоборот, на вокальный микрофон может хорошо лечь тембр, например, саксофона…

Конденсаторный микрофон и динамический – разница

Различная конструкция емкостных и динамических микрофонов и способ обработки звуковых волн влияют на свойства обоих решений. Обычно считается, что конденсаторные микрофоны лучше динамических устройств, в первую очередь, из-за более высокой чувствительности и, следовательно, точности записи даже мельчайших деталей.

Будет ли это преимуществом и желательной особенностью в каждом случае? Не обязательно! Конденсаторные микрофоны менее способны противостоять высокому акустическому давлению и реже используются во время концертов.

Чтобы облегчить решение о покупке микрофона, ниже мы представляем наиболее важные особенности и различия между динамическими и емкостными устройствами.

Динамические микрофоны

  • Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства
  • Могут выдерживать высокое звуковое давление, они идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей
  • Надежно устроены – устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам
  • Имеют более слабую реакцию на переходные процессы и ограниченную частоту регистрации, поэтому они не фиксируют столько деталей, сколько конденсаторные микрофоны
  • Составляют группу одну из самых дешевых моделей микрофонов на рынке

Конденсаторные микрофоны

  • Они легкие и хрупкие, поэтому подвержены повреждениям
  • Не устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков
  • Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов
  • Имеют широкую частотную характеристику – идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
  • Полный потенциал может быть использован в музыкальных студиях, в которых созданы отличные акустические условия
  • Конденсаторные микрофоны дороги

Разновидности конструкций микрофонов

Среди микрофонов встречаются конденсаторные, электретные, угольные, оптоакустические, катушечные, ленточные, динамические, пьезоэлектрические устройства. По назначению их делят на:

  • сценические;
  • репортерские;
  • студийные.

Группа сценических приспособлений в свою очередь делится на беспроводные и проводные. Все они оборудованы рукояткой для удержания руками и фиксации в стойке-держателе.

Репортерские типы микрофонов часто используются на улице, поэтому защищены от попадания влаги, не боятся высоких и низких температур и сильных порывов ветра. Они крепятся на голове, держатся в руках, бывают скрытыми. Студийные микрофоны отличаются малыми габаритами. Они крепятся на петлицах на специальных стойках.

Угольный

В угольных моделях в качестве рабочего состава используется порошок угля. Во время работы он способен изменять сопротивление. Это оказывает влияние на модуляцию колебаний, происходящих в цепи. Устройства являются самыми первыми в мире, имеют низкие характеристики и практически не применяются в современной жизни.

Ленточный

Микрофон ленточного вида имеет внутри тончайшую алюминиевую ленточку (примерно 2 мкм), благодаря которой запись звука проходит более точно. Устройство требует особых условий хранения. Лежащий на боку долгое время аппарат может отказать в работе. Обладает большими по сравнению с аналогами весом и размерами.

Катушечный

Схема устройства этого типа имеет мембрану, соединенную с катушкой и вставленную в магнитное поле. Звуковая волна колеблет диафрагму, катушка своими витками пересекает линии магнитного поля. В ней возникает переменная ЭДС. Такой микрофон распространен в сфере звукозаписи. Он превосходит ленточный тип более компактными размерами и высоким сопротивлением.

Динамический

Принцип действия микрофона основан на преобразовании звуковых волн в электрические с помощью применения небольшого динамика. Используется на сцене, в работе репортеров, т.к. обладает большой надежностью. Качество записи немного ниже, чем у конденсаторных аппаратов. По конструкции прибор похож на динамический громкоговоритель.

Динамические микрофоны имеют положительные стороны:

  • Выдерживают высокие перегрузки, поэтому записывают громкие шумы без риска повреждения.
  • Обладают прочной конструкцией, не боятся падений и ударов.
  • Используются как в закрытом помещении, так и на природе.
  • Невосприимчивы к посторонним помехам и шумам.

Недостатки:

  • Чистота записи хуже, чем при работе с конденсаторными приборами.
  • Узкий диапазон частот.
  • Тембр голоса передается неточно.

Конденсаторный

В прибор встроен конденсатор, преобразующий звуковые колебания под воздействием электрического тока. Питание, называемое фантомным, подается от отдельного источника. Электрод с мембраной изготавливаются из материала, обладающего электропроводностью. Друг от друга они отделяются изолирующим кольцом.

Детали в сборе напоминают строение конденсатора. Во время работы мембрана колеблется относительно электрода, закрепленного неподвижно. Звуковые колебания вызывают изменение емкости в корпусе и электрического тока в цепи, который является сигналом с микрофона.

Плюсы устройств конденсаторного типа:

  • расширенный диапазон частот;
  • возможность миниатюризации записывающих устройств;
  • записываемые звуки имеют высокое качество.

К минусам относятся:

  • Необходимость обеспечения микрофона фантомным питанием, что не дает использовать его на улице.
  • Боязнь ударов, температурных перепадов и влажности.

Эти минусы не мешают пользоваться устройствами на сцене.

Электретный

Данный тип оборудования является разновидностью конденсаторных устройств. Роль фантомного питания в нем выполняет заряд электрета, сохраняющийся более 30 лет. Для снижения потерь сигнала при записи в микрофон вставлен повторитель. Более толстая, чем у конденсаторных устройств, мембрана немного уступает в характеристиках. Конструкция позволяет получать миниатюрные изделия, применяемые в смартфонах, ноутбуках, планшетах, умных часах и в других гаджетах.

Пьезомикрофон

В этих изделиях используется пьезоэлектрический эффект. Рабочий элемент — пластина, изготовленная из искусственных кристаллов. При деформации на ее поверхностях появляются электрические заряды разной величины. Используются такие микрофоны редко, т.к. можно выбрать более качественное оборудование конденсаторного или динамического типа.

Существует много других способов записи звука, примером которых могут являться ларингофоны у летчиков, гидрофоны у подводников и иные специфичные микрофоны.

Конденсаторный микрофон


Плюсы:

  • Создает сильные аудиосигналы без необходимости использовать предусилитель
  • Как правило, более чувствительны к восприятию слабых и/или отдаленных звуков
  • Большая динамическая частотная характеристика
  • Идеально подходит для записи в тихом помещении (при обычном использовании)

Минусы:

  • Требует внешнего питания и/или батарей
  • Повышенная чувствительность может привести к искажению в определенных ситуациях
  • Обычно дороже динамических (но не всегда)
  • Более хрупкая электроника, чем у динамических типов

Чтобы представить себе работу конденсаторного микрофона можно вспомнить устройство электростатического драйвера, который применяется в высококлассных наушниках.

В таком драйвере тонкая диафрагма подвешена между двумя сетками (также известными как статоры), которые подключены к источнику напряжения. Диафрагма изготовлена из электропроводящих материалов, так что она может удерживать фиксированный заряд и взаимодействовать с сетками.

Аудио сигналы пропорциональной силы, но противоположной полярности отправляются в каждую сетку; если одна сетка толкает диафрагму, другая сетка тянет с одинаковой силой. Поскольку решетки колеблются от изменений напряжения, диафрагма движется вперед и назад, что приводит к созданию звуковых волн, которые мы можем слышать. В отличие от динамических микрофонов, конденсаторы не имеют магнитов.

Как и в случае электростатических динамиков, основными преимуществами этих микрофонов являются повышенная чувствительность и чувствительность. Конструкция тонкой диафрагмы способна быстро реагировать на слабое давление звуковых волн.

Именно этот эффект позволяет конденсаторным моделям с исключительной точностью улавливать даже очень слабый звук и делает их идеальными для записи в тихом помещении, а также тогда, когда необходимо сделать запись с широким частотным диапазоном.

Благодаря особенностям конструкции такие микрофоны могут быть самой разной формы и размера, что делает их привлекательными для покупки.

Высокая чувствительность, на первый взгляд, может показаться абсолютным преимуществом, ведь запись получается очень высокого качества. Однако, не всё так просто. Из-за этого свойства конденсаторные микрофоны плохо подходят для записи очень громких звуков или музыкальных инструментов, также они гораздо больше динамических моделей подвержены паразитному эффекту обратной связи – это когда в микрофон попадает звук, который был воспроизведён с него же колонкой. Из-за этого эффекта в колонках появляется быстро нарастающий нестерпимый писк. Пока микрофон не убрать достаточно далеко, чтобы он не улавливал собственный звук из колонки, от него не избавиться.

Также из-за этого свойства такие микрофоны плохо подходят для записи в шумной обстановке, т. к. все паразитные шумы будут очень тщательно записаны. Например, если вы хотите записать интервью сидя в кафе, за окном которого идёт дождь – это будет плохой идеей, т. к. гораздо чаще на записи окружающий шум будет громче, чем голос человека. Конечно, запись можно почистить в редакторе, но на это потребуется много времени и качество заметно пострадает.

Конденсаторный микрофон и динамический – разница

Различная конструкция емкостных и динамических микрофонов и способ обработки звуковых волн влияют на свойства обоих решений. Обычно считается, что конденсаторные микрофоны лучше динамических устройств, в первую очередь, из-за более высокой чувствительности и, следовательно, точности записи даже мельчайших деталей.

Будет ли это преимуществом и желательной особенностью в каждом случае? Не обязательно! Конденсаторные микрофоны менее способны противостоять высокому акустическому давлению и реже используются во время концертов.

Чтобы облегчить решение о покупке микрофона, ниже мы представляем наиболее важные особенности и различия между динамическими и емкостными устройствами.

Динамические микрофоны

  • Отличаются меньшей чувствительностью и меньшей восприимчивостью к эхо, чем в емкостные устройства
  • Могут выдерживать высокое звуковое давление, они идеально подходят для записи громких источников звука, например, для записи басовых и гитарных усилителей
  • Надежно устроены – устойчивы к механическим повреждениям, а также к влаге и экстремальным температурам
  • Имеют более слабую реакцию на переходные процессы и ограниченную частоту регистрации, поэтому они не фиксируют столько деталей, сколько конденсаторные микрофоны
  • Составляют группу одну из самых дешевых моделей микрофонов на рынке

Конденсаторные микрофоны

  • Они легкие и хрупкие, поэтому подвержены повреждениям
  • Не устойчивы к неблагоприятным погодным условиям, поэтому лучше не использовать их при экстремальных температурах или во время осадков
  • Характеризуются высокой чувствительностью и быстрой реакцией на переходные процессы, благодаря которым они записывают даже самые тихие звуки, детали и изменения тонов
  • Имеют широкую частотную характеристику – идеально подходят для записи вокала и акустических инструментов
  • Полный потенциал может быть использован в музыкальных студиях, в которых созданы отличные акустические условия
  • Конденсаторные микрофоны дороги

Возможные проблемы со здоровьем

Такие устройства способны нанести вред вашему здоровью, поэтому нужно подумать не только о том, как работает микронаушник, но и насколько он опасен.

Капсульные и безопасные разновидности могут натереть стенки уха. В результате возникает раздражение и боль. При неправильном подборе устройства и индивидуальных особенностях они порой немного западают внутрь и застревают.

А вот магнитные нано наушники несут более серьезную угрозу. Из-за взаимодействия с очень нежным органом — барабанной перепонкой, возникают опасные осложнения:

  • Перфорация с западением микронаушника внутрь;
  • Микротравмы;
  • Отит;
  • Инфицирование;
  • Дефекты барабанной перепонки, которые влияют на слух.

Также не стоит пользоваться микронаушниками для экзаменов и в других целях. Так как электромагнитное излучение пагубно сказывается на здоровье, а особенно на нервной системе. Частое применение любых излучающих приборов приводит к бессоннице, нервозности, рассеянности, агрессии, раздражительности, проблемам с памятью и т.д

Осторожно к таким устройствам следует отнестись людям с установленным кардиостимулятором, электромагнитные волны способны повлиять на его работу

Как подключить к компьютеру?

После того как вы выбрали и купили микрофон, необходимо перейти к его подключению и настройке. Однако перед этим следует тщательно прочитать инструкцию по эксплуатации, которая прилагается в стандартной комплектации. Стоит иметь в виду, что правила подключения могут различаться в зависимости от конкретной модели. Сегодня же в нашей статье мы рассмотрим наиболее универсальные правила. Так, задача подключения микрофона к компьютеру значительно упрощается, если аудиоустройства снабжено специально предназначенным USB-разъемом. В таком случае для подключения вам понадобится только USB-кабель.

Также на рынке представлено большое количество микрофонов, в конструкции которых присутствует XLR-разъём. Соответственно, для такого устройства вам понадобится и соответствующий кабель. При этом стоит иметь в виду, что кабели для подключения микрофонов обычно идут в комплекте с самим устройством. Таким образом, процедура подключения довольно проста и не требует особых технических знаний. После того как вы подсоединили микрофон к компьютеру, вы можете осуществлять настройку. Например, доступно настроить такие параметры, как громкость, воспринимаемый диапазон звуковых волн и т. д.

О том, как грамотно выбрать микрофон, смотрите в следующем видео.

Какой микрофон лучше выбрать?

На этом покончим с диаграммами направленности. Давайте теперь вернемся к типам микрофона по их устройству, где я расскажу, какой из них предпочесть динамический или конденсаторный. Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.

Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как rock, pank, alternative и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.

Что касается конденсаторного микрофона, то он устроен так, что диафрагма помогает добиться более высокой чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь больше диаграмм направленности. А некоторые могут иметь возможность переключения этих диаграмм. Ну а сама низкая устойчивость к механическим повреждениям делает их увы, малопригодными для живых выступлений.

Зато в студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов. Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что их стоимость бывает значительно высокой.

Если сравнивать с динамическими, то это главный минус. Но невзирая на это, я лично считаю, что конденсаторный микрофон наиболее пригоден для использования даже в домашней студии звукозаписи нежели, динамический. К тому же среди конденсаторных микрофонов есть и бюджетные модели. Их качество далеко не всегда бывает низким.

Остались еще несколько определенных нюансов советов по выбору, с которыми я сейчас с вами поделюсь. Советы и рекомендации о том, как выбрать микрофон:

Обратите внимание на микрофоны с несколькими диаграммами направленностями — как я раньше говорил, некоторые модели конденсаторных микрофонов имеют возможность одним движением рычажка включать диаграмму направленности. Их может быть вплоть до 9 штук

Такое оборудование будет предпочтительнее с точки зрения универсальности нежели, микрофон с одной фиксированной направленностью.

Частотный диапазон — здесь, как и в случае с мониторами и наушниками. Чем шире частотный диапазон, тем равномернее очаха в диапазоне частот доступном для восприятия человеческого уха.

Аттенюатор — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах имеется специальный переключатель аттенюации. Этот переключатель ослабляет сигнал(обычно на 10 — 12 дЦб) , что позволяет оборудованию работать с высоким уровнем звукового давления без возникновения искажений и перегрузки.

Обрезной фильтр — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах он присутствует. При включении он обрезает частоты например, ниже 70 — 100 Гц(иногда 200 — 300 Гц) и эта функция позволяет отсечь от сигнала всевозможные частотные помехи. Например, гул у некоторых инструментов или убрать эффект гнусавости, бочковатости, снизить влияние вибрации топота ног и так далее. Эта функция очень полезная и я рекомендую обращать пристальное внимание на ее наличие в микрофоне.

Микрофоны не делятся на типы предназначения для конкретных инструментов — здесь имеется в виду то, что деление на группы типа микрофоны для записи голоса, гитарные микрофоны, барабанные и так далее. Это лишь условное деление. Следовательно, ничто не запрещает использовать вокальный микрофон для записи трубы или гитарный микрофон для записи вокала. Самое главное, чтобы студийное оборудование подходило по диаграмме направленности и по характеру своего звучания.

Универсальных микрофонов не существует — это на самом деле важнейший момент и это следует понять. Микрофон, который прекрасно подходит для одного вокалиста может совсем не подойти для другого. Возникает это по разным причинам: из-за отличий в тембре, в динамическом диапазоне голоса, в стиле и манере пения и так далее. Поэтому в своей студии звукозаписи по возможности имейте более одного микрофона.

Уровни чувствительности

Степень чувствительности прибора определяется как 20 логарифмов отношения параметра к V/Pa. Расчет производится с помощью функции: L dB=20lgSm/S0, где S0 = 1 В/Па (или 1000 мВ/Па). Показание уровня отрицательное. Нормальная и средняя чувствительность составляет 8-40 мВ/Па. Модели микрофонов с чувствительностью 10 мВ/Па имеют уровень -40 дБ. Модели микрофонов с 25 мВ/па имеют чувствительность -32 дБ.

Чем ниже значение уровня, тем выше чувствительность. Например, устройство со значением -58 дБ является слишком чувствительным. Значение параметра -78 дБ считается низким уровнем чувствительности. Но следует учитывать, что устройства со слабым параметром — неплохой выбор.

Как выбрать?

Выбор чувствительности микрофона зависит от поставленной задачи. Высокая настройка не является признаком того, что такой микрофон лучше. Стоит рассмотреть ряд задач, для решения которых необходимо получить правильное значение. При передаче аудиосигнала на мобильный телефон рекомендуется низкая настройка, так как она создает максимальную акустику. Существует высокая вероятность искажения звука. Поэтому высокочувствительный прибор не подходит для таких случаев.

Устройства с низкой чувствительностью также подходят для передачи звука на большие расстояния. Они используются для камер видеонаблюдения или для громкой связи. Высокочувствительный прибор чувствителен к посторонним шумам, например, воздушным потокам. Если вы планируете выступать на сцене, лучше выбрать микрофон со средней чувствительностью. Среднее значение составляет 40-60 дБ.

Значение чувствительности зависит от типа устройства. Для студийной и настольной продукции чувствительность должна быть низкой. Запись звука происходит в закрытой комнате, при этом во время работы человек практически не двигается. Поэтому устройства с низким параметром характеризуются отличным качеством звука.

Есть микрофоны, которые прикрепляются к одежде. Источник звука находится на некотором расстоянии от устройства, и посторонние шумы могут заглушить передачу звука. В этом случае лучше иметь высокую ценность.

Микрофоны специального назначения

Существуют такие микрофоны, у которых имеется строго определенное предназначение и конкретные задачи, которые он призвать решать. Рассмотрим некоторые из них.

1. Микрофон граничного слоя предназначен для звукоусиления в театре, подзвучивания рояля, с возможностью прикрепить микрофон к крышке инструмента. Особенность его в том, что капсула микрофона расположена над металлической поверхностью, что позволяет предотвратить попадание на диафрагму отраженных волн и, как следствие, фазовых искажений.

2. Стерео – микрофон, особенность которого заключается в наличии сразу двух капсул, ориентированных в противоположных направлениях. Такой микрофон позволяет записывать объемный звук, когда один микрофон может заменить пару или даже тройку микрофонов.

3. Микрофон-пушка предназначен для использования на открытом пространстве, поэтому нашел широкое применение в кинематографе и журналистике. Это конденсаторный микрофон с очень узкой направленностью, он воспринимает звук, идущий только с фронтальной стороны, остальные звуки заглушаются, благодаря фронтальному сдвигу.

Это далеко не все виды микрофонов специального назначения, а лишь основные. Дополнительные функции, такие как возможность переключать диаграмму направленности, изменять уровень выходного сигнала, встроенные фильтры для обрезания низких частот являются приятным бонусом, а иногда и необходимостью для профессиональной работы, но при этом увеличивают не только сложность конструкции микрофона, но и его стоимость.

Какой конденсаторный микрофон для студии

Музыкальная или звукозаписывающая студия имеет то преимущество, что она имеет отличные акустические условия. Благодаря этому, это идеальное место, где вы можете в полной мере использовать потенциал конденсаторных микрофонов, в том числе возможность записи тихих звуков, улавливания даже мельчайших деталей или быстрой реакции на переходные процессы.

Для записи качественного акустического сигнала вам понадобится не только комната, но и устройство с определенными параметрами. Не каждый конденсаторный микрофон будет выполнять функции устройства записи голоса или акустических инструментов.

Какими параметрами должен обладать студийный микрофон? На что обратить внимание при покупке?

  • Чувствительность. Этот параметр определяет, насколько эффективно (точно) микрофон способен записывать акустические волны. Чем выше чувствительность, тем точнее устройство. Студийные микрофоны характеризуются высоким уровнем чувствительности, что позволяет записывать даже самые тихие звуки.
  • Характеристики направленности. Он отвечает за площадь пространства, с которого записываются звуки. Микрофоны, предлагаемые производителями, могут иметь однонаправленную, двунаправленную или разнонаправленную характеристику.

    Всенаправленные микрофоны записывают акустические волны со всех сторон. Они идеально подходят в качестве конференц-микрофонов. Двунаправленные устройства собирают звуки как спереди, так и сзади, но чувствительность к акустическим волнам от источника, расположенного непосредственно перед микрофоном, несколько выше. Третья группа – однонаправленные микрофоны. Здесь можно выделить устройства с кардиодальными, супер-кардиодальными, гиперкардиальными и субкардиодальными характеристиками. Однонаправленные микрофоны с максимальной точностью записывают поступающие к ним звуки, и, в зависимости от типа устройства, также могут ловить волны, приходящие с боков и сзади. Студийные микрофоны обычно являются направленными устройствами.

  • Диапазон записываемых частот. Под минимальным и максимальным значением понимается наименьшая и максимальная частота, которую устройство может захватывать и передавать на регистрирующие элементы.
  • Собственный шум. Этот параметр информирует об уровне напряжения микрофона, измеренном в единицах полной тишины. Шум микрофона не должен превышать 15 дБ (А), хотя в случае с оборудованием для записи вокала стоит искать модель с более низким значением собственного шума.

Как грамотно выбрать профессиональный микрофон?

В первую очередь, покупателю нужно определиться – для какой цели он собирается покупать такое устройство. Если планируется использовать его в закрытом помещении, то звукоприемник может быть закрыт обыкновенной металлической сеткой, если же работать с микрофоном будут на открытом воздухе, тогда он должен быть закрыт специальной меховой шапкой, которая не позволит даже сильному ветру создавать помехи.

Лучше всего отдавать предпочтение так называемому классическому или динамическому микрофону. Он не слишком дорого стоит, вполне подойдет для новичков, однако посторонних шумов при его использовании будет довольно много – к этому нужно быть готовым. Микрофон слабее реагирует на высокие частоты по сравнению с устройствами других типов. Конденсаторные микрофоны более чувствительные по отношению ко всему частотному диапазону, поэтому для студийных записей используют обычно именно их.

Как выбрать микрофон? Домашняя студия ч.6

Watch this video on YouTube

По способу подключения микрофоны бывают проводными, инфракрасными и FM. Если с первым типом все понятно, то инфракрасный помогает обеспечить беспроводной абсолютно безопасный контакт, так как подобный сигнал перехватить практически невозможно. Инфракрасный микрофон можно подключать сразу к нескольким беспроводным системам, попадающим в радиус его действия. FM-микрофон подойдет для использования во время экскурсий, лекций, конференций, если расстояние передачи звука составляет не более 30 метров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий