Картины в стиле арт-деко: особенности, идеи, яркие представители

Стиль в ювелирных украшениях

Брошь Van Cleef and Arpels. 1930

Колье-воротник Van Cleef and Arpels. 1929

Брошь в египетском стиле Van Cleef and Arpels. 1924

Фирмы Cartier и Van Cleef & Arpels, а также другие ювелирные дома в своих работах целенаправленно работали по принципам ар-деко. После текучих форм и поэтических цветочков эпохи модерн (он же ар-нуво) их ювелирные украшения казались кричащими и эпатирующими.

  • 5 картин из коллекции Ярославского художественного музея
  • Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века
  • Самые интересные выставки декабря

Легкая платина для оправ позволила драгоценностям отказаться от «тяжелого доспеха» — золота. Чистые геометрические формы, абстрактные узоры, новаторское сочетание зеленого и синего, контрастный подбор камней, например черный оникс и красный рубин, использование не граненых, а резных камней, а также вкрапление подлинных древних артефактов (египетских скарабеев и т. п.) — вот узнаваемые черты. Черный оникс вообще стал любимым камнем этого периода, в особенности в сочетании с бриллиантами. Их сопровождали яркими аккордами кораллов, лазуритов, нефритов, эмали.

Особенности архитектуры

Ар-деко сумел стать одним из наиболее узнаваемых и популярных течений урбанистической архитектуры. Так присущие классическим постройкам плавность и природные линии сменились геометричной строгостью форм, чёткими широкими кривыми, большими площадями, остеклением и сдержанностью в фасадном оформлении. Однако, в то же время в отделке могли использоваться дорогие редкие материалы.

На архитектуру ар-деко немало повлиял и технический прогресс. Так внедрение железобетонных конструкций позволяло создавать внушительного размера помещения без дополнительных несущих опор и перегородок. Теперь стены сооружения могли выдержать основную нагрузку по сохранению прочности конструкции, что давало гораздо большее пространство для планирования интерьера. Сразу после Ар Деко, начали стоить здания в стиле Хай Тек.

Особенно часто ар-деко применялся в строительстве гостиниц, ресторанов, круизных лайнеров и прочих увеселительных заведений. Это направление идеально подходило для создания атмосферы благополучия и изыска.

Особую популярность стиль ар-деко получил в США, где только на Манхеттене находится более 150 небоскрёбов, выполненных в этом направлении. Наиболее типичным примером американского ар-деко выступает Крайслер-билдинг, возведённый по проекту Уильяма ван-Алена. Этот небоскрёб впечатляет не только своими внушительными размерами, но и роскошью авторской идеи. На его вершине располагается 38-ми метровый шпиль. Сама же крыша оформлена в виде семи радиальных сводов, напоминающих узор колёсного диска авто. Облицовка небоскрёба имеет ребристую поверхность, выполнена он из нержавеющей стали, перемежающейся треугольными окнами. Фасад строения украшен треугольными фигурами, располагающимися по углам – эмблема крайслер на уровне 31-го этажа и орлы-горгульи на уровне 61 этажа.

Стиль ар-деко присутствовал и в советской архитектуре сталинского периода. Библиотека имени Ленина в Москве, сталинские высотки, кинотеатр «Москва» в Санкт-Петербурге, ряд станций московского метрополитена по своим художественным и конструктивным тонкостям являются важными примерами использования ар-деко.


Библиотека имени Ленина в стиле ар-деко

Особенности стиля

Ар-деко — невероятно разноплановый стиль, а потому он без труда завоевывает сердца публики с диаметрально противоположными вкусами. Традиции классического декоративно-прикладного искусства здесь ненавязчиво переплетаются с авангардистскими порывами, напоминания об исторических стилях накладывается на примитивизм и экзотику, а увлечение редкими ремесленными техниками встречается с передовыми технологиями.

Результатом становится не только изысканная красота вещей и приёмов декора, но и моментальный эффект путешествия во времени, когда наблюдатель как будто оказывается в сложной, но при этом насыщенной яркими событиями эпохе между Первой и Второй мировыми войнами.

Цвета и материалы для стиля арт-деко

Основная палитра, которая предполагается при создании интерьера Art-Deko — это серая, коричневая, пепельная и бежевая. В качестве различных вставок, накладок и дополняющих основной дизайн элементов стараются использовать варианты аксессуаров в бордовом, золотистом или серебряном тонах. Также яркие насыщенные краски могут встречаться в предметах мягкой мебели.

Детали декора Источник remont-f.ru

Спальня в стиле арт-декоИсточник www.remontbp.com

В помещениях, где требуется гладкая поверхность (например, в санузле и кухне), практикуют кладку керамической и кафельной плитки. Что касается оттенка, то в них стараются выбирать черно-белые или любые другие контрастные, но не ядовитые мотивы.

Гостиная в бежевых тонахИсточник iqinterior.ru/

Дизайн в черно-белых тонахИсточник www.remontbp.com

В спальнях, стены облицовывают индивидуальными деревянными панелями. Приобретаются такие под заказ. Вся отделка преимущественно коричневого цвета. Если речь идет о гостиных, то здесь лучше всего смотрятся обои с герметичным теснением. Часто практикуют оклейку стен черными обоями, имеющими в виде узоров серебристые или золотистые вензеля. На полу в помещениях практикуют укладку глянцевого паркета или напольной плитки.

Стильный залИсточник remont-kiev.com.ua

Удачное сочетание цветовИсточник topstroyinfo.ru/

Декор гостиной Источник axis-design.ru/

Особенности стиля для современных домов

Многовековой тип интерьера характеризуется несколькими важными особенностями:

  • Исключительно строгая геометрия. Присутствие ровных и четких форм — это главное, чем должен отличаться интерьер арт-деко. Наличие незначительного количества неправильных линий разбавит суровую обстановку. При оформлении различных поверхностей стараются использовать правильные орнаменты, вертикальные и горизонтальные линии. Они могут встречаться как в декоре, так и в основном функциональном гарнитуре комнаты.
  • Энергичность оттенков. По мнению дизайнеров, в таком направлении нужны яркие и контрастные расцветки. Они вызовут ряд положительных эмоций, выделив самое главное в помещении. Горячие и холодные цвета могут встречаться в больших и маленьких предметах. Основными оттенками считаются белый, черный, золотой, коричневый, серебристый, пепельный, бордовый и другие.
  • Богатство материалов и поверхностей. Чтобы интерьер art-deсo оставался правильным и привлекательным, не обходятся без различного рода декора. Поэтому помимо отделки стараются практиковать роскошные дополняющие аксессуары. К ним относят декоративные хромированные и позолоченные вставки, стекло, лакированные перламутровые и стеклянные покрытия. Это один их тех стилей, в которых уместны глянцевые детали.
  • Наличие этнических мотивов. Среди них встречаются старинные африканские статуэтки, интересные символы прошлых веков, китайские вазы. В качестве текстиля, участвующего в оформлении, используют шелк. Благодаря таким деталям интерьер становится шикарным и привлекательным.

Дизайн стильной столовой с использованием фиолетового цветаИсточник dizainvfoto.ru/

Благодаря соблюдению этих законов удается максимально точно реализовать все моменты при организации обстановки в нынешних домах и квартирах.

Гостиная, объединенная с кухнейИсточник remont-f.ru

Зеркало-солнцеИсточник rehouz.info

Яркий интерьер в арт-деко Источник yandex.ru

Стиль в моде


Вечернее платье. Модельер Мадлен Вионне. 1927. Пресс-служба Музеев Кремля


Вечернее платье. Модный дом Ланвэн. Около 1925. Пресс-служба Музеев Кремля


Платье. Франция. Зима-1922. Модный дом «Сестры Калло»

Заметней всего ар-деко — в женской моде. В эпоху, когда царил этот стиль, женщины начали коротко стричься, окончательно освободились от жестких корсетов и кринолинов, талия то сползала на бедра, то задиралась под самую грудь, а юбка укоротилась до высоты совершенно неприличной, по мнению тех, кто помнил викторианскую мораль.

Создатели стиля — великие модельеры Поль Пуаре, Мариано Фортуни — цитировали кимоно, арабские тюрбаны и шаровары, античные хитоны и столы, средневековые плащи. Появились цельнокроеные вещи, везде были драпировки, тяжелые ткани, шик и блеск. В таких свободных вещах, расшитых переливающимся жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, было здорово танцевать новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. В общем, вспомним эпоху «Великого Гэтсби».

Идеи

Ключевые идеи и принципы работы художники переняли у модернистов и неоклассиков.

  • Неоклассические идеалы красоты со свойственной им строгостью были присущи работам мастеров нового направления.
  • Использование ярких, интенсивных оттенков, по мнению исследователей, вытекает из творчества парижских фовистов.
  • Некоторые идеи заимствованы из искусства ацтеков и египетской культуры, классической античности.
  • В отличие от живописи модерна, арт-деко не имел философской основы – это было сугубо декоративное направление.
  • Этнические орнаментальные композиции в картинах художников, в интерьере;
  • «Русские сезоны» или Русский балет С.Дягилева.

Развитие стиля в сложных экономических и политических условиях, в период активного развития науки и технологий отразилось на тематике картин. Работы художников служат декоративным целям, радуют глаз, поднимают настроение. Живописцы не делают попытки оказывать психологическое влияние или передать свои философские взгляды через картины. Цель арт-деко – соединить лучшие черты стилей, создав нечто новое и прекрасное.

А в России ар-деко было?


Высотный дом на Котельнической набережной. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985


Станция метро «Маяковская»


Павильон СССР на Международной выставке в Париже. 1937. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева: culture.ru/institutes/7985

Блестящий стиль ар-деко, конечно, глубоко «буржуазный». Это символ потерянного поколения, мода персонажей Фицджеральда, Хемингуэя (а также Вудхауса и довоенных книг Агаты Кристи). Молодому Советскому государству в ту эпоху было не до этого внешнего блеска. Впрочем, у них были «ревущие двадцатые», а у нас — нэп. Помните Эллочку Людоедку: «…сверкающая фотография изображала дочь американского миллиардера Вандербильда в вечернем платье. Там были меха и перья, шелк и жемчуг, легкость покроя необыкновенная и умопомрачительная прическа». Советские нэпманы в своих повадках, конечно, подражали свободному западному соседу, хотя официально это не одобрялось.

С другой стороны, отпечаток ар-деко заметен в одном из самых официальных искусств — архитектуре. Воздействие импортного стиля легко найти в сталинском классицизме: фотографии фрагментов московских высоток с некоторых ракурсов трудно отличить от видов довоенных манхэттенских небоскребов. Любовь ар-деко к геометризму, использование абстракций — все это легко усваивалось русскими мастерами на родине супрематизма. Уместным было и воспевание технических достижений человечества. Есть и более забавные приметы — помните, мы говорили об обращении ар-деко к египетским мотивам? Именно благодаря ему перед зданием МИДа на Арбате возникли обелиски-фонари, а сам подъезд здания стал похож на портал древнего храма. Этот же стиль находят в некоторых станциях московского метро («Кропоткинская», «Маяковская», «Аэропорт»), здании Российской государственной библиотеки и т. д.

Самые яркие представители

Тамара Лемпицка. Польская и американская художница, автор известной картины «Прекрасная Рафаэлла» (1927). Её стиль был воплощением прохладной, но весьма чувственной стороны арт-деко.

@wikiart.org

Адольф Жан-Мари Мурон (А. М. Кассандр) Работы мастера в полной мере демонстрируют изящность, футуристическое вдохновение с их энергией и динамизмом, что подтверждается такими работами, как Nord Express. В 1925 году его картина Au Bûcheron получила первое место на Международной выставке декоративного искусства, которая и дала название стилю. Сегодня его полотна служат источником вдохновения для художников и дизайнеров по всему миру, а сам Адольф считается выдающимся художником арт-деко в искусстве.

@wikiart.org

Жан Дюпа. Тоже француз, который аналогично представил свою работу на той же выставке, что и Кассандр. На ней он вывесил работу «Les Perruches» («Попугайчики»), не только принёсшую ему известность, но и определившую его дальнейшую карьеру, и, пожалуй, самую знаменитую в этом течении.

@wikiart.org

Рафаэль Делорм. Оставил заметный след в истории искусства. Теперь он признан одним из самых важных фигур периода арт-деко наравне с Жаном Дюпа и Тамарой де Лемпицка.

@wikiart.org

Жан Габриэль Домерг. Французский художник, специализировавшийся на портретах парижских женщин.

Новая жизнь ретро направления

Своё второе дыхание стиль получил спустя полвека, в начале девяностых. Люди, уставшие от рациональных индустриальных силуэтов всё чаще стали обращаться к яркости и комфорту ар-деко, демонстрирующему идеальное соединение искусства, роскоши и технологий. Ретро-стиль в интерьере постепенно отходил на задний план.

Во многом такое положение вещей сохраняется за счёт прагматичности направления. Так в ар-деко видимая роскошь сочетается с комфортом, в неё идеально вписываются любые технические приборы и устройства. Это позволяет создавать действительно актуальные и модные решения в рамках устоявшегося ретро стиля.

Характеристика

Арт-деко – искусство, которое отражает современные технологии, характеризуется плавными линиями, созданием изображений из геометрических фигур, использованием ярких, кричащих цветов в интерьере и изобразительном искусстве. Направление возникло, как реакция против жесткой экономии, введенной в годы Первой мировой войны. Произведения были наполнены роскошью, яркостью, излишествами, использовались дорогостоящие материалы в интерьере и других видах творчества (серебро, хрусталь, слоновая кость, нефрит). После Великой депрессии направление развивалось, но стало концентрироваться на производстве менее дорогостоящих изделий с ориентацией на массовое производство. Использовался хром, пластмасса, металл и другие промышленные материалы для среднего класса. Арт-деко всегда ассоциировался с гламуром, яркостью, но ему присуща функциональность и практичность.

С конца 40-годов арт-деко стал восприниматься, как слишком пестрый, вычурный для военного времени и жесткой экономии, поэтому постепенно вышел из моды. Всплеск интереса к арт-деко произошел в 1960-е годы – он совпадает с движением поп-арт. Еще один этап развития – 80-е годы, когда возрос интерес к графическому дизайну. Направление вошло в моду в дизайне, одежде.

Характеризуется с устойчивым интересом к эстетике 20-х годов 20 века, воспринимается исключительно в связи с модой и трендами этого периода. Особенность стиля – представители не были объединены в единое сообщество, группу или школу живописи. Арт-деко – эклектическое направление, в котором было смешано большое количество культурных влияний.

Незыблемые правила стиля

  1. Стены. Орнамент и вычурность. Обои с узорами или ручная роспись. Экзотические мотивы — профили женщин, лебединые пары, драконы.

  2. Пол. Цельное дерево или «прирученный» камень. Керамика, мрамор и другие холодные мотивы.

  3. Текстиль. Дорого и массивно. Струящиеся шторы, тяжелые портьеры, шикарные ткани. Подушки, обивка и покрывала выполняются из благородных тканей. Приветствуется бархат, атлас и, конечно же, шелк.

  4. Витиеватая ковка, нашедшая воплощение в рамах зеркал, ножках торшеров и искусных карнизов. В качестве декора используются и металлические конструкции, не несущие практического применения.

  5. Тиснение. Фактурная геометрия на обоях и полах, едва ощутимая текстура ткани, глубокие орнаменты рам.

Идеи

Принципы основаны на модерне и неоклассицизме:

  • Изображения фигур и людей выполнены в строгости.
  • Цветовая палитра, используемая в арт-деко, присуща фовистам из Парижа.
  • Отображение египетской культуры, искусства ацтеков, классики античности.
  • Полотнам не характерна какая-либо философия, это исключительно декоративное направление.
  • Орнаменты, этномотивы, строгие узоры.

Стиль развивался в относительно сложных условиях. Нестабильная экономика, политическая ситуация — это отразилось и в картинах арт-деко. Как правило, они не заставляют размышлять, вдаваться в подробности и тонкости. Они созданы, чтобы радовать людей, поднимать им настроение, удовлетворять их эстетические вкусы. Цель художника – создать гармоничный симбиоз лучших направлений, представив миру нечто роскошное и впечатляющее.

Характе́рные особенности

Арт-деко зародился во Франции в 1920-х, а пика своей популярности в международном масштабе достиг уже к середине 1930-х. Можно сказать, что это направление стало преемником и своеобразной реакцией на модерн.

Огромное влияние на зарождение оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, которые создали некий симбиоз со сплетениями различных экзотических мотивов.

Что касается живописи, то арт-деко в картинах можно описать основными, но очень важными чертами:

  • точная геометрия всех элементов;
  • полный или частичный уход от реальности;
  • яркие, живые, насыщенные оттенки;
  • чёткий смысл, отсутствие загадки или подтекста;
  • некоторая вычурность и помпезность;
  • плавные штрихи, контуры;
  • полная симметрия;
  • этнические мотивы.

Произведения искусства просто пестрят роскошью и богатством, которые удивительным образом сплетаются с прямыми линиями и чёткостью.

Как сочетают цвета

Цвет призван подчеркивать статус интерьера. Наряду с использованием контрастного принципа сочетания цветов используют и близкие по гамме цвета. Например, люксовые спальни Art Deco оформляют в бежево-золотистой гамме, которая выгодно подчеркивается блеском зеркал и хрусталя или же в бежево-красной гамме. Оба интерьера при этом украшены ярко выраженными геометрическими формами.

Для интерьера гостиной или кабинета подбирают боле темные оттенки. Респектабельно смотрится союз глубокого коричневого цвета и золота. Комнату отделывают деревянными панелями из натурального лакированного дерева, подбирают кожаную мебель с золотыми вставками, дополняют дорогими светильниками с эксклюзивными золотыми ножками. Также для отделки комнат выбирают темный лиловый и серый цвета, дополняя их черным и белым.

Создавая Арт Деко в интерьере можно смело сочетать цвета совершенно разного спектра, например, красный и зеленый. Чтобы добиться гармонии интерьера при таком подборе оттенков необходимо использовать в качестве основы нейтральный цвет – черный, серый или белый.

Узоры, линии и геометрические фигуры важны для создания выразительного образа Art Deco.

Наиболее часто используются такие:

  • полоска, которая может быть представлена в виде тонкой или толстой линии;
  • мотивы из повторяющихся кругов, ромбов или квадратов;
  • растительный мотивы, используемые для текстильного оформления комнат;
  • животные принты, среди которых наиболее популярны узор зебры или леопарда.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий