Что такое кроп-фактор и как он влияет на фотографии

Как правильно сравнивать ЭФР

Так, если использовать 3 разные фотокамеры:

  • с полнокадровой матрицой величиной 24х36 мм (кроп 1) и фотообъективом ФР 50 мм;
  • со светочувствительным элементом 15х23 мм (кроп 1,6) и объективом ФР 30 мм;
  • с матрицей 1/1,8 дюйма (кроп 4,9) и ФР 10 мм.А затем выполнить фотоснимки одного предмета с одной дистанции, то границы фотографий будут одинаковы, так как ЭФР будет одним и тем же.

Таким образом, при сравнении объективов по расстоянию фокуса, в особенности если они стоят на разных фотоаппаратах, необходимо сначала найти ЭФР и только после этого сравнивать. Данное сравнение необходимо при выборе камеры для различных жанров фотографии (портрет, пейзаж и т.д.).

Если сравнивать разные фотообъективы по ЭФР на нескольких аппаратах, следует их действительные ФР умножить на кроп-фактор  камеры. Итоговые показатели можно анализировать.

Характеристики, на которые влияет кроп-фактор, можно получить с помощью настроек и приспособлений. К примеру, использование специального объектива дает возможность поймать необходимый угол обзора, а при регуляции диафрагмы, можно выстроить нужный показатель глубины резкости используемого пространства.

 

Вы участвуете в этих фотоконкурсах?

Начало: 01-10-2021
Фотографии принимаются до: 20-10-2021
Голосование до: 24-10-2021

Тема: пейзажи октября

Жанр: пейзаж

Начало: 30-09-2021
Фотографии принимаются до: 02-11-2021
Голосование до: 06-11-2021

Тема: осенний натюрморт

Жанр: натюрморт

Интересные публикации на сайте

Фотомонтаж – это процедура и результат объединения нескольких снимков в единую композицию. Сначала художественный фотомонтаж исполнялся механическим методом: сперва снимки разрезались, а затем с…

Диафрагмой называется устройство, находящееся в объективе фотокамеры и предназначающееся для дозировки количества света. Также это устройство имеет другие наименования: Светосила;Апертура;Относительн…

Новые фотоконкурсы на сайте

Начало: 02-10-2021
Фотографии принимаются до: 22-10-2021
Голосование до: 26-10-2021

Тема: минимализм

Жанр: фотография, выполненная в стиле минимализма

Начало: 28-09-2021
Фотографии принимаются до: 12-10-2021
Голосование до: 16-10-2021

Тема: собаки

Жанр: фотография животных (анималистика)

Какие плюсы и минусы у полнокадровых и кропнутых камер?

Вопрос выбора между полным кадром и кропом не стоял бы так остро, если бы у полного кадра были одни плюсы, а у кропа – одни минусы. Но в этом вопросе далеко не все так однозначно.

Плюсы кроп-камер:

  • Компактность – удобный размер камеры для путешествий.
  • Увеличение – кропнутая матрица увеличивает фокусное расстояние объектива и приближает картинку.
  • Доступность – низкая стоимость дает возможность любому фотолюбителю заниматься любимым делом.

Минусы кроп-камер:

  • Шумы при съемке в темное время суток.
  • Недостаток вариантов широкого угла.
  • Уменьшение светосилы объектива.

Кроп и полный кадр.

Плюсы полного кадра:

  • Красивое размытие за счет малой глубины резкости.
  • Чистая картинка при съемке на высоких значениях ISO.
  • Большой размер видоискателя.
  • Глубокие цвета и оттенки в полутонах.
  • Широкий динамический диапазон.

Минусы полного кадра:

  • Серьезные габариты и большой вес камеры и объективов для фулфрейма.
  • Высокая цена увеличивает порог входа в профессию фотографа.

Что такое кроп-фактор матрицы

Кроп-фактор – («crop» — обрезать), это величина, обозначающая разницу физического размера между пленочным кадром формата 35mm (24×36 mm) и размером матрицы цифровой камеры. Другими словами, отношение диагонали кадра пленки к диагонали матрицы.

Значение кроп, используется по отношению к цифровым камерам, у которых размер матрица меньше стандартного плёночного кадра. Такие камеры называют кропнутыми. Самые распространенные зеркальные (любительские) камеры с размерами обрезанных матриц: 1,5 Nikon; 1,6 Canon. К примеру значение кропа 1,6 в камере Canon, означает, что его матрица меньше в 1,6 раз полнокадровой.

Матрица равная по размеру плёночному кадру (24×36 mm), называется Full Frame — полная или полноразмерная. Такой размер, условно принято считать как кроп-фактор равный 1.

Отличие Full Frame от кроп в размере картинки

В чем проявляются отличия двух разных по величине матриц. Если использовать одинаковые объектив, на полнокадровой и кроп камере, обрезанная матрица захватит меньшую часть проецируемого изображения через объектив. Угол обзора будет меньше, при этом создаётся впечатление, что используется большее фокусное расстояние объектива.

Как видит объектив камеры (круг), полнокадровая матрица (верху с права), кроп матрица 1,6 (внизу с права)

Из-за уменьшенного размера, марица не в состоянии захватить всё передаваемое изображение, оно получается обрезанное 1,6 раза (для Canon), увеличение происходит потому, что используется его меньшая часть, которая выглядит увеличенной при печати в том же формате. Из-за этой визуальной разницы картинки, появился термин эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР).

Эквивалент фокусного расстояния

На объективах, производители указывают значения фокусного расстояния, соответствующие полнокадровой матрице.

ЭФР — определяет значение реального фокусного расстояния для Full Frame с учётом использования объектива на кроп камерах.

Для того чтобы вычислить эквивалентное фокусное расстояние, необходимо умножить значение фокусного расстояния объектива на кроп фактор матрицы. К примеру 50 mm умножаем на 1,6 получаем 80 mm эквивалент для полного кадра.

Это означает, что если мы будем использовать объектив 50 mm на камере с кроп матрицей, то для камеры с полным кадром, будет соответствовать значение 80 mm.

Эквивалентные фокусное расстояние в зависимости от кроп-фактора

Обозначение на объективе

Принадлежность объектива обозначается следующими сокращениями:

Характеристика объектива

Полный кадр (FF)
Кроп (матрица APS-C)
 Canon

EF
EF–S
 Nikon

FX
DX
 Sony

-
DT
Pentax

FA
DA
 Sigma

DG
DC
 Tamron

-
Di II

Объективы для полнокадровых камер, могут использоваться также для камер с APS-C матрицами, но не на оборот.

Как выбрать идеальную камеру?

Рынок сейчас предлагает невероятное множество вариантов зеркалок и беззеркалок с различным размером матрицы: средний формат, полный кадр, кроп и микро. А еще есть множество производителей, параметров и маркетинговых ходов, которые только запутывают покупателя на пути к идеальной камере. 

И вот вам две новости – хорошая и плохая:

  • По традиции, сначала плохая: Идеальной камеры на все случаи жизни не существует. 
  • Но есть и хорошая: Есть камеры, которые идеально подойдут именно вам для решения ваших конкретных задач.

Поэтому в задачи фотографа входит правильная расстановка приоритетов и поиск баланса между вложениями в технику и профитом от ее использования.

Покупатели фототехники обычно выбирают фотокамеру исходя из нескольких критериев.

Критерии выбора фотокамеры:

Технические параметры камеры

О самом важном из них – матрице – мы поговорим ниже.

Лояльность к бренду. Вот любите вы технику Sony и, сколько ни расхваливай Canon или Nikon, вы все равно купите Sony.

Социальное подтверждение. Если все ваши любимые фотографы снимают на Canon 6D, велика вероятность, что вы тоже купите эту модель.

Задачи, для которых покупается данная камера

Сначала определитесь, что вы хотите снимать: свадьбы или влоги, фуд или фэшн, семью или путешествия, а потом выбирайте камеру.

Бюджет, который вы готовы выделить на покупку камеры. Это цифра достаточно гибкая, ведь если вы поймете, что на подходящую для ваших задач камеру вам не хватает 300 рублей, вы найдете, где их достать.

Если выбирать из множества камер, которые есть сейчас на рынке, можно и растеряться

Ведь сразу не понятно, на какие параметры действительно стоит обращать внимание, а какие примочки второстепенны и не так сильно влияют на конечный результат. А если исходить из конкретного бюджета и определенных задач, то выбор будет сделать уже проще. 

На что влияет размер матрицы фотоаппарата?

Чем меньше матрица…

  • …тем шумнее изображение. При съемке в условиях недостаточного освещения на маленьких матрицах сильнее проявляются шумы. Поэтому, если вы предпочитаете снимать вечерние или ночные пейзажи, портреты в помещении без студийного света, репортажи различных мероприятий, вам нужна полнокадровая камера. А если вы проводите дневные портретные съемки на улице или в студии со студийным светом, то с этой задачей справится и кроп.
  • …тем меньше динамический диапазон. Динамический диапазон определяет то, насколько широкий яркостной интервал сможет охватить камера без потерь информации в самых светлых и самых темных участках кадра. Если у нас в кадре есть яркое небо и темная земля, то выставляя экспозицию по небу, мы получаем проработанное небо, но черные провалы на земле, а выставляя экспозицию по земле, получаем хорошо прорисованный ландшафт и выбитое белое небо. Поскольку даже самый широкий диапазон камеры с полнокадровой матрицей вдвое уже динамического диапазона глаза, то приходится в таких случаях включать режим HDR или снимать со штатива несколько кадров с разной экспозицией и соединять их в фотошопе. Динамический диапазон камеры важен для съемки пейзажей, но если вы просто снимаете свою семью для семейного альбома, за фулфрейм переплачивать не стоит. Тем более, что он все равно не сможет обеспечить картинку, которую мы видим своими глазами.
  • …тем меньше глубина цвета. Этот параметр показывает, насколько много полутонов может воспринимать камера. При большей глубине цвета переходы полутонов будут более плавными, чем на матрицах меньшего размера. Выбирайте фулфрейм, если вы любите снимать монохромные изображения с тоновой перспективой, где полутона играют наиважнейшую роль. Если же вы снимаете контрастные по цвету фотографии, то спокойно берите кроп.
  • …тем меньше камера. Как правило, полнокадровые камеры имеют более серьезные габариты по сравнению с кропнутыми. С одной стороны, это хорошо: фотограф с большой камерой выглядит более солидно и профессионально (но это не всегда так). С другой стороны, большая камера – это не всегда удобно, особенно в путешествиях. Но беззеркальные полнокадровые камеры по размеру значительно меньше и легче, чем фулфрейм-зеркалки, а по качеству картинки совершенно им не уступают. Поэтому для съемки в путешествиях лучше выбрать кроп или же полнокадровую беззеркалку.
  • …тем дешевле камера. Матрица в фотоаппарате – несменный сенсор, который является самой дорогой деталью камеры. Чем меньше этот сенсор, тем цена на камеру ниже. Но и качество фотографии хуже. Стоимость камер прямо про пропорциональна размеру матрицы: полнокадровая камера может стоить в 5, а то и в 10 раз дороже, чем кроп. Если вы очень хотите научиться фотографировать, но бюджет ограничен, покупайте кроп: знание настроек и композиции куда больше влияет на качество снимка, чем размер матрицы. Но если вы собираетесь развиваться в фотографии профессионально, лучше сразу купить полнокадровую камеру и окупить ее за несколько коммерческих съемок.
  • …тем больше ГРИП. Размер матрицы напрямую не влияет на глубину резко изображаемого пространства, однако при использовании одного объектива, чтобы получить картинку примерно с одинаковым масштабом и размытием, вам придется либо намного отойти от объекта съемки, либо изменить фокусное расстояние объектива, а вот эти факторы уже влияют на ГРИП. Поэтому на фулфрейме получить красивое размытие гораздо проще, чем на кропе.
  • …тем меньше угол обзора. Сама по себе матрица не влияет на угол обзора фотоаппарата, однако при использовании одного и того же объектива на кропнутой камере изображение будет скадрировано кратно кроп-фактору, а на полнокадровой вы получите полный кадр. С одной стороны, это хорошо: на кропнутой камере с кроп-фактором 2 длиннофокусный объектив 300 мм даст картинку, как дорогущий объектив 600 мм, то есть увеличит картинку в два раза по сравнению с фулфреймом. Однако и светосила этого объектива на кропе уменьшится в два раза. Это хорошо для съемки диких животных и птиц в солнечный день. А вот если вы снимаете семью в небольшом помещении, ваш потретник 50 мм на кропе с кроп-фактором 1,5 ухудшит светосилу в полтора раза и даст фокусное расстояние 75 мм, в результате чего все члены семьи не влезут в кадр, даже если вы отойдете в дальний угол зала.

В чем главное отличие всех камер?

Фотокамеры отличаются множеством различных технических параметров: зеркалки и беззеркалки, полнокадровые и кропнутые, любительские и профессиональные. Но ничто так не влияет на картинку, как размер матрицы фотокамеры. Это если не считать объективов, которые в создании фотографии играют более важную роль, чем камера, и обычно составляют более 50% стоимости всей фототехники фотографа.

Но мы сейчас не про объектив, а про матрицу камеры – самую важную и дорогостоящую деталь фотоаппарата. 

Матрица фотокамеры.

Матрицы бывают разные:

  • Средний формат – это матрицы размером от 45×60 сантиметров до 60×90 мм, которые встречаются только в дорогих профессиональных фотокамерах, поэтому их выбирают только те фотографы, которые знают, для чего им это нужно.
  • Полный кадр (фулфрейм, Full Frame, FF, ФФ) – матрица размером 36×24 мм, которая соответствует размерам пленочного кадра и является эталоном, к которому обращаются при сравнении различных камер.
  • Кроп (APS-C) – это уменьшенные матрицы с кроп-фактором 1,5 у Nikon (размер матрицы 23.5×15.6) и 1,6 у Canon (размер матрицы 22.3×14.9 мм).
  • Micro 4/3 – это вдвое уменьшенная матрица по сравнению с полным кадром. Размер ее составляет 17.3×13.0 мм.
  • Мини-матрицы в мыльницах – это миниатюрные матрицы размером от 6,16×4,62 до 12,8×9,6 мм, которые ставят в бюджетные компактные фотоаппараты с несъемными объективами.

Поскольку среднеформатные камеры очень дорогие, а бюджетные компактные камеры ограничены по функциональности из-за несъемной оптики – это крайности, которые мы не рекомендуем рассматривать в качестве альтернативы при выборе камеры. Поэтому и остается сделать осознанный выбор между полнокадровой и кропнутой камерой с кроп-фактором от 1,5 до 2.

Как выбрать оптимальную камеру в конкретных условиях?

Вроде бы теперь понятно, какие камеры лучше и дороже, но пока так до конца и не понятно, какая камера будет достаточно хороша именно для вас. Для этого нужно честно ответить себе на несколько вопросов:

  1. В каком жанре и насколько серьезно планируете развиваться?
  2. Какой бюджет на всю систему, включая оптику и аксессуары?
  3. Какую еще фототехнику планируете докупать?

Если вы уже знаете, какое направление фотографии вам интересно, но не знаете, какая камера лучше справляется с этим жанром, вот вам целый список рекомендаций.

Какая камера подходит для конкретного жанра фотографии?

  • Путешествия. Поскольку тут важны габариты и вес камеры, лучше выбрать либо кроп-зеркалку (будет дешевле, не так жалко потерять или намочить в отпуске), либо фулфрейм-беззеркалку (будет существенно дороже, будет обидно, если украдут на отдыхе).
  • Пейзаж. С пейзажами лучше справляется полный кадр благодаря хорошему разрешению, широкому динамическому диапазону, глубине цвета, топовой оптике на широком угле, использованию творческих светофильтров. Но эти плюсы перекрываются одним жирным минусом – стоимостью. 
  • Ночной пейзаж. Поскольку ночной пейзаж снимается со штатива на длинной выдержке, тут вполне хватит и кропа.
  • Портрет. Для красивых портретов с размытым задним фоном лучше подходят полнокадровые камеры, но отлично справляется и кроп: разве что размытие будет не такое мыльное и светосила объективов поменьше.
  • Ночной портрет. Если любите снимать людей в темное время суток, еще и в движении, то тут фулфрейм вне конкуренции.
  • Репортаж с мероприятий. Съемка концертов, корпоративов и клубных вечеринок предполагает наличие полнокадровой камеры с хорошей оптикой, так как приходится снимать на высоких значениях ISO.
  • Свадебная съемка. Поскольку свадебная съемка предполагает и портреты, и репортажи с банкета, то тут тоже очень желательно иметь полнокадровую камеру.
  • Студийная съемка. Кропа вполне достаточно, полный кадр при использовании импульсного света не дает особых преимуществ.
  • Спорт и природа. Кроп здесь будет работать как штатный телеконвертер, умножая фокусное расстояние на кроп-фактор и приближая картинку. Тут важнее
    хороший автофокус. 
  • Астрофотография. Лучше фулфрейм для чистой картинки на высоких значениях ISO.

Пейзаж на кроп и полный кадр.

Как подобрать камеру под свой бюджет?

Тут нужно понимать, что и среди кропов, и среди фулфреймов есть бюджетные и топовые модели, которые отличаются между собой различными техническими параметрами: скоростью автофокуса, рабочей светочувствительностью, качеством сборки и так далее.

  • Если денег хватает только на бюджетный кроп, то тут и думать нечего. Ведь на эту сумму даже бэушный фулфрейм не купишь.
  • Если финансы не ограничены, то тут даже любитель может купить фулфрейм и весь парк объективов к нему.
  • А вот если у вас есть круглая сумма, но ее хватает только на фулфрейм плюс бюджетный объектив или на кроп плюс три необходимых объектива, то тут уже выбор непрост.

Какое еще оборудование нужно фотографу?

Дело в том, что фотографу, кроме самой камеры (body, тушки), нужны еще и объективы на самые ходовые фокусные расстояния (помним, что обычно они в сумме стоят дороже, чем сама камера). Не забываем про фоторюкзак, штатив, батареи, карты памяти, вспышки, светофильтры и другие необходимые аксессуары. А еще компьютер с хорошей оперативной памятью и качественным монитором для правильного отображения цветов и комфортной работы без вреда для глаз. Это минимум оборудования для работы фотографом. 

Если вы сможете его себе позволить, не голодая и отказывая себе в самом необходимом, то берите фулфрейм и объективы к нему. Если же это для вас очень дорого, даже в кредит, то берите кроп – и объективы вам будут по карману, и компьютер купите со временем. 

На что снимают профессионалы?

Новичкам, которые не знают настроек, правил композиции и приемов работы со светом, никакой фулфрейм не поможет создать шедевр. Лучше брать кроп и учиться снимать интересные, цепляющие кадры. И только когда вы поймете, что уперлись в потолок и до идеала вам не хватает именно технических возможностей полного кадра (широкого динамического диапазона, высокой светочувствительности, красивого размытия), тогда стоит уже задуматься о полнокадровой камере.

Профессионалы, как правило, снимают на полный кадр, потому что на эту камеру технически проще получить красивую картинку и можно меньше тратить времени на обработку. Например, на олимпиадах и спортивных соревнованиях снимают на Canon 1D X Mark II или Nikon D5. Свадебные фотографы облюбовали Canon 5D Mark III. Пейзажистам, путешествующим по земному шару, нравится высокое разрешение и динамический диапазон Nikon D810, D850. Сейчас все больше коммерческих фотографов пересаживаются на полнокадровые беззеркалки Sony. 

Иногда смена камеры чревата сменой всего парка объективов, что сильно бьет по карману. Поэтому, если вы новичок, но фотографией планируете заниматься серьезно и профессионально, то лучше сразу начинать с полного кадра и идти на курсы фотографии, чтобы побыстрее окупить эту покупку.  

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий