Байонет в фотоаппарате: устройство, функции, маркировка

Функции и разновидности затворов

После нажатия спуска также срабатывает затвор, который установлен между зеркалом и матрицей. Назначением его является регулирование доступа на матрицу света. Время, в течение которого затвор открыт, называется выдержкой. За этот временной отрезок происходит процесс экспонирования.

Затворы на зеркалках бывают двух типов:

  • механическим (наиболее распространены);
  • электронными (цифровыми).

Конструктивно механические затворы представляет собой вертикально или горизонтально расположенные 1 либо 2 непрозрачные для светового потока шторки. Основными характеристиками таких затворов являются скорость и лаг. Под последним понимают быстроту открытия шторок после того, как нажат спуск.

Открытие и закрытие шторок происходит очень быстро (за доли секунды) за счет электромагнитов или пружинок. Скорость затвора – это промежуток времени, который требуется, чтобы получить снимок после нажатия спуска. Механические затворы имеют предел срабатывания. Выдержки примерно с 1/8000 секунды получают, используя уже цифровые затворы.

Электронный затвор – это не какое-либо отдельное устройство, а принцип регулирования экспозиции (количества поступающего света) матрицей. Выдержка в данном случае представляет собой временной промежуток между ее обнулением и моментом считывания информации с нее. Использование электронных затворов характеризуется возможностью достижения более коротких выдержек без применения механических дорогостоящих аналогов.

Количество поступающего внутрь камеры света, регулируемое диафрагмой, и выдержка, устанавливаемая затвором, лежат в основе процесса фотографирования. Благодаря сочетанию этих показателей в различных вариантах фотографами достигаются разные эффекты.

Как работает объектив

В современных аппаратах, объективы оснащены несколькими линзами, которые объединены в оптическую схему. Свет попадает на матрицу или пленку, через объектив, который собирает свет.

Дополнительные линзы призваны скорректировать световой поток и исправить аберрацию.

Теоретическая основа

В работе объектива используется закон оптики — в процессе прохождения луча света, через среды различной плотности, он преломляется.

Линза объектива работает по такому же принципу. Однако преломление намного заметнее на границе между оптикой и воздухом. Именно искривлённая линза позволяет спроецировать изображение на матрицу не искаженным, и чем она больше искривлена, тем лучше эффект. Полностью избежать искажения не удалось еще ни одному производителю, не помогает даже профессиональная юстировка камеры.

Основные элементы объектива

Конструкция объектива состоит из нескольких элементов:

  • Системы линз;
  • Металлическая оправа;
  • Диафрагмы.

Система линз представлена собирающей линзой, оптическими зеркалами и дополнительными линзами. Первая собирает лучи света, а остальные вместе с зеркалами преломляют эти лучи и передают изображение на матрицу.

В зависимости от назначения в объективе может быть несколько линз, они могут иметь воздушную прослойку или плотно прилегать друг к другу.

Корпус или оправа объектива изготавливается из металла и отвечает за фиксацию, прочность конструкции.

Оправа состоит из двух частей:

  • Первая или внешняя, защищает от внешних негативных факторов, физических повреждений. К ней крепятся линзы и диафрагма.
  • Внутренняя или переходная часть отвечает за перемещение деталей по оси и одновременно является крепежным элементом для установки на фотоаппарат. Ещё одна важная функция переходной части – регулировка диафрагмы, в ручном или автоматическом режиме.
  • Диафрагма – это подвижные металлические лепестки, выложенные в виде регулируемого отверстия. При фотографировании контролирует количество лучей, которые попадают на линзу.

Крепление типа байонет

Фотограф, находящийся в свободном поиске интересных объектов для съёмки или уникальных сюжетов, должен иметь с собой 2-3 сменных оптики

В некоторых ситуациях крайне важно «поймать» кадр, пока не изменилась ситуация, поэтому мастер фотосъёмки должен иметь возможность быстро поменять объектив на фотоаппарате. Для этой цели прекрасно подходит крепление типа байонет

Это соединение с жёсткой фиксацией посредством подпружиненного стопора. На корпусе фотоаппарата установлено металлическое кольцо с пазами и выступами, которые имеют разные размеры. На оптике находится такое же кольцо, которое может быть выполнено из металла или пластика.

Преимущества и недостатки

Основные достоинства байонетов:

  • высокая оперативность, быстрая смена объектива;
  • хорошая фиксация, сопряжение без люфта;
  • подключение электронного контакта;
  • безопасность соединения для компонентов;
  • износоустойчивость, долгая стабильная работа.

Существенные недостатки этого крепления:

  1. Недостаточная универсальность. Фотоаппарату подойдет объектив только с одним типом байонета. Оптика другого стандарта устанавливается через адаптер, при этом может понизиться качество изображения, не все функции будут действовать.
  2. Небольшая прочность, низкая надежность пластиковых байонетов.

Устройство объектива с байонетом

Объектив — важнейшая часть фотоаппарата. Он формирует изображение, которое просматривается в видоискателе и фиксируется на фотопленке или светочувствительной матрице. Для построения качественного кадра в современном объективе находится сложная оптическая система из нескольких линз. Управление проходящим световым потоком регулируется встроенной в оптическую систему диафрагмой — механизмом, состоящим из нескольких непрозрачных лепестков, дозированно перекрывающих свет. Модуль оптической стабилизации не дает картинке смазаться, если камера дрожит в руках.

Устройство объектива с байонетом имеет сложную оптическую систему.

Вся схема в любой момент времени действует как одно целое, но для фокусировки изображения, управления светопропусканием, стабилизации положения и изменения фокусного расстояния оптические элементы должны иметь возможность перемещения вдоль оптической оси. Это осуществляют вспомогательные механизмы, управление которыми происходит вручную с помощью внешних ребристых колец или от процессора в «теле» аппарата.

Оправа соединяет всю оптическую конструкцию и крепится к камере.

Характеристики элемента

Объективы выстраиваются в оптические схемы, включающие все элементы конструкции, в зависимости от назначения.

Основные характеристики:

  1. Фокусное расстояние. От него зависит угол обзора.
  2. Относительное отверстие. Обозначается в виде дроби — отношения диаметра отверстия диафрагмы к фокусному расстоянию. Максимальное значение при полностью открытой диафрагме соответствует светосиле объектива. В более светосильной оптике поглощения и отражения света практически нет. Чем больше закрыта диафрагма, тем больше глубина резкости, а фон размывается меньше.
  3. Минимальная дистанция фокусировки. Чем она больше, тем дальше от объекта съемки придется находиться и мельче получатся детали изображения.

Объективы характеризуются фокусным расстоянием и минимальной дистанцией фокусировки.

При выборе объектива следует обратить внимание на разрешающую способность, наличие стабилизации, способ фокусировки (ручной, автоматический). «Рисунок» объектива — нюансы создаваемой им картинки — можно увидеть уже при использовании

Пентапризма и видоискатель

Световой поток, пройдя через фокусировочный экран, попадает в пентапризму. Она состоит из двух зеркал. Первоначально от поворотного зеркала изображение поступает в перевернутом виде. Зеркала пентапризмы переворачивают его, выдавая на видоискатель итоговую картинку в нормальном виде.

Видоискатель является устройством, позволяющим фотографу предварительно оценивать кадры. Основными его характеристиками являются:

  • светлость (зависит от качества и светопропускных свойств стекол, из которых сделан);
  • размер (площадь);
  • покрытие (в современных моделях достигает 96-100%).

Важно! Оценивать кадры фотографу легче на больших по размеру видоискателях с более светлыми стеклами. Но они устанавливаются только на моделях выше среднего уровня.. Схема движения светового потока в видоискателе фотоаппарата

Схема движения светового потока в видоискателе фотоаппарата

Зеркальные фотокамеры могут быть оснащены видоискателями следующих видов:

  • оптическими;
  • электронными;
  • зеркальными.

Оптические видоискатели наиболее распространены. Такие устройства представляют собой расположенную возле объектива систему линз. Их преимуществом является отсутствие потребления энергии, а недостатком – некоторое искажение изображения, попадающего в кадр.

Электронные устройства – это миниатюрный жидкокристаллический (ЖК) экран. Изображение на него передается с матрицы камеры. Электронным видоискателем можно пользоваться даже при сильном солнечном свете, потому что он расположен внутри корпуса. Но во время работы он потребляет электроэнергию

Зеркальные видоискатели считаются лучшими, потому что способны обеспечить наиболее высокую контрастность, качество контуров объектов. Такие устройства перешли к цифровым фотографическим аппаратам от пленочных аналогов. Видимое фотографом изображение формируется поворотным зеркалом.

Существуют модели без видоискателей. В них визирование изображений фотографом происходит с помощью ЖК-монитора. Недостатком таких экранов является то, что практически невозможно рассмотреть на них что-либо при ярком солнечном свете. Также у мониторов может быть небольшое разрешение.

В чем заключается различие между DSLR и DSLM?

Собственно говоря, только в одном: в зеркале. В DSLM зеркала нет, то есть иображение не разворачивается, что в итоге дает многочисленные преимущества. Прежде всего в плане веса и размера — по габаритам такие модели могут приближаться к удобным цифровым камерам. При этом многие производители используют сравнительно большие матрицы размера APS-C и делают возможной смену объективов — совсем как у DSLR. Самый большой недостаток у «беззеркальных» камер по сравнению с «зеркалками» — меньшая продолжительность времени автономной работы, так как в них при работе используется либо дисплей на задней стороне корпуса, либо электронный видоискатель, которые постоянно тянут энергию из аккумулятора.

Настройка ББ

Настройка Баланса Белого осуществляется просто. Почти все камеры, будь то обычная мыльница, зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, обладают функцией настройки этого параметра. Чаще всего в меню можно выбрать конкретный профиль:

  • Солнечно;
  • Пасмурно;
  • Лампа накаливания;
  • Вспышка;
  • Авто.

кнопки регулирования ББ

В принципе, даже интуитивно понятно, какое значение ББ нужно выставлять в конкретном случае. Если Вы делаете снимок на природе в солнечную погоду, то логично выбрать профиль «Солнечно», в помещении с искусственным освещением – «Лампа накаливания». В данном случае Вы просто задаете камере цветовую температуру источников освещения.

Многие профессиональные камеры позволяют задавать не профили ББ, а именно цветовую температуру в Кельвинах:

Чтобы сразу понять, как устроен «мозг» фотоаппарата, и как он понимает цветовую температуру, проведите простой эксперимент: сделайте 2 одинаковых кадра, но с разными параметрами баланса белого – на максимальной и минимальной температуре. Скорее всего, после этого вы поймете, как это устроено. Впрочем, этот эксперимент доступен лишь в том случае, если у Вас есть хороший дорогой фотоаппарат с возможность задавать именно цветовую температуру, а не выбирать конкретный профиль.

Разновидности

Как вы думаете, сколько видов байонета существует? А встречается их восемь разновидностей, и сейчас немного о них расскажу.

  1. Байонет F: такое соединение использует известная фирма Nikon, оно имеет рабочий отрезок в 46,5 мм, а размер его матрицы составляет 36×24 мм. Такой вариант впервые применили в 1959 году и используется он до сих пор, что позволяет установить на современный фотоаппарат объектив от старой камеры.
  1. Байонет К (Pentax) – рабочий отрезок у него чуть меньше и составляет 45,5 мм. Такое крепление начали применять в 1974 году и до сих пор от него не отказались. Они обеспечивают очень хорошую фокусировку и избавляют от проблем с диафрагмой.
  1. Байонеты Canon – исключив из своего производства подвижные механические способы присоединения, фирма предпочла выбрать специализированные контакты, которые позволили обеспечить электронное соединение.

Различают два типа таких контактов Canon EF и Canon EF-S. Первый вариант вы сможете применять для полнокадровых фотокамер, ее рабочий отрезок не очень большой и составляет 44 миллиметра. Второй же можно применять на камерах с меньшей матрицей.

  1. Байонет Minolta A (Sony A) – такое соединение подходит как для механического крепления, так и для электрического. Применять его стали в 1985 году, и он подойдет для камер различных изготовителей.
  1. Байонет Е (Sony NEX) – если у вас беззеркальный фотоаппарат, скорее всего соединение у него именно этого типа. Этот тип достаточно молодой, так как впервые его применили в 2010 году. Это было сделано, чтобы уменьшить вес и размеры камеры, но при этом сохранить матрицу. Согласитесь, гораздо приятнее носить с собой миниатюрный и легкий гаджет.
  1. Байонет Four Thirds System (Стандарт 4:3) – такое исполнение применяют такие компании как Olympus и Kadak. Его основное отличие в том, что это трехлепестковый контакт.

Стандарт такого типа не учитывает особенности всех прочих вариантов, основной целью его применения является полная совместимость оптики и камер от самых разных производителей.

  1. Байонет Micro Four Thirds System (Olympus и Panasonic) – создали такое исполнение в 2008 году. Micro 4/3 имеет довольно небольшой рабочий отрезок, всего 20 мм. Это одна из модификаций стандарта 4:3 и обладает электронным интерфейсом.
  1. Байонет NX (Samsung) – это специализированное соединение, которое вы сможете использовать только на беззеркальных фотоаппаратах серии NX.

В фарах

Вы думали, что подобный тип соединения как байонет применяется только в фотоаппаратах? Вы ошиблись, такое крепление распространено довольно широко, применяется оно и в фарах автомобилей.

Вариант такого рода довольно удобный, ведь вам не придется долго откручивать, а потом еще и закручивать фару если вдруг перегорела лампочка. Достаточно просто повернуть и снять.

Есть еще байонеты в студийном освещении. Когда нужно поменять софтбокс на вспышке. Очень удобно это делать просто повернув софтбокс, и сняв его с лампы. Есть несколько вариантов байонетов для студийного освещения, поэтому когда вы ищете себе студийный свет, учитывайте еще и этот момент.

Виды объективов и их применение

Для зеркального фотоаппарата характерно наличие различных видов объективов. В случае, если камера оснащена несъемным объективом, оправа будет встроена в конструкцию прибора. Но больше пользуются популярностью модели со съемным типом объективов. На сам объектив можно крепить различные фильтры, в зависимости от методов и места съемки. Размеры объектива тоже могут сильно различаться.

Итак, рассмотрим, какие бывают объективы.

Китовый

Кит-объективы предпочитают в основном новички. Он представляет собой оптику, поставляющуюся в комплекте с телом фотоаппарата. Углы обзора кит-оптики практически идентичны таковым у людей, без учета периферического зрения. Этот факт делает кит-оптику довольно популярной, такие приборы легко и удобно использовать при повседневной съемке, для постановки несложных кадров. Иногда кит называют штатным или комплектным объективом. Это универсальная вещь для широкого круга применения. Китовый объектив отличается невысокой ценой, а также возможностью делать фото практически в любом формате: от движущегося объекта до портрета или микросъемки. При этом качество конечного снимка варьируется от низкого до довольно высокого.

Широкоугольный

Виды объективов для зеркальных фотоаппаратов включают в себя и широкоугольный формат. Это оптика с широким спектром видимости (от 60 градусов и более). При помощи такой оптики очень удобно снимать группу людей и делать фото в тесных помещениях. Задний фон при этом остается слегка размытым. Расстояние фокуса может достигать 28 мм. Такие объективы стоят больших денег, но их покупка в большинстве случаев бывает оправдана. Используются для свадебной и интерьерной съемки, а также пейзажей.

Рыбий глаз

Это оптика с неисправной дисторсией. Угол видимого поля данного объектива составляет целых 180 градусов. Расстояние фокуса от 4,5 до 15 мм.

Иногда такой объектив еще называют «фишай». При помощи такой оптики удобно делать круговое и диагональное фото. Используя «рыбий глаз», чаще всего делаются городские снимки, а также фотографии экстремальных видов спорта.

Объектив для макросъемки

Как становится понятно из названия, это объектив, предназначенный для фотосьемки мелких объектов. Как правило, такая оптика позволяет брать крупные планы с короткого расстояния. Расстояние фокуса от 50 до 180 мм. Максимальное значение диафрагмы составляет f/2/8. Особенностью данной оптики является возможность наведения крупного плана на маленькие объекты, а также высокая резкость снимка и хорошая цветопередача. Чаще всего используется в натуральной съемке (насекомые, цветы и т.д).

Длиннофокусный

Оптика с длинной дистанцией фокуса от 70 до 300 мм. Видимость составляет от 39 градусов. Такая оптика бывает двух видов: длиннофокусная и телеобъектив. В связи с размытостью границ, на сегодняшний день оба эти понятия окончательно перемешались и стали тождественны. Используется для фотосъемки подвижных объектов и мероприятий: спортивных соревнований, мгновений из мира природы.

Длиннофокусный объектив на Canon

Телеобъектив на Canon

Портретная оптика

Объектив с расстоянием фокуса, которое при работе остается без изменений. Больше всего подходит для портретов. Обладает высокими показателями светосилы. Портретный объектив позволяет маскировать небольшие дефекты кожи.

Крепление оптики

Объективы крепятся к корпусу фотоаппарата с помощью байонета. Он представляет собой специальное высокоточное соединение (часто стандартного типа). Конструктивно этот крепежный узел может быть выполнен в виде накидной гайки, оснащенной прорезями, либо выступов на оправе с соответствующими им на корпусе пазами. Существуют модели изделий, где байонетное соединение представлено крупной резьбой, имеющей короткий ход.

К основным характеристикам байонета относятся:

  • диаметр, который влияет на светосилу объектива;
  • рабочий отрезок (схематически представлен на фото ниже), определяющий диапазон рабочих фокусных расстояний.

Важно! Рабочие отрезки фотокамеры и объектива должны совпадать. От этого напрямую зависит возможность установки оптики разных систем через переходник на фотографический аппарат.

Функциональные кнопки (Fn1 и Fn2)

Кнопки Fn1 и Fn2 также можно использовать для быстрого доступа к выбранным настройкам во время съемки. Настройки, присвоенные этим кнопкам, можно выбрать с помощью пользовательской настройки f2 (Назнач. польз. эл. управ.), а изменить выбранную настройку можно, нажав кнопку и вращая диски управления. При настройках по умолчанию кнопка Fn1 используется для выбора баланса белого, а кнопка Fn2 для выбора режимов фокусировки и зоны АФ.

Кнопка «Fn1»

Кнопка «Fn2»

Настройка функциональных кнопок

Функция, выполняемая функциональными кнопками в режиме фотосъемки, выбирается с помощью пользовательской настройки f2 (Назнач. польз. эл. управ.).

  1. Выберите пользовательскую настройку f2.

    В меню пользовательских настроек выберите пользовательскую настройку f2 (Назнач. польз. эл. управ.) и нажмите J (информацию об использовании меню см. в разделе «Кнопка G», ).

  2. Выберите кнопку.

    Выделите параметр для нужной кнопки и нажмите J. Выберите Кнопка Fn1, чтобы выбрать действие для кнопки Fn1, Кнопка Fn2, чтобы выбрать действие для кнопки Fn2.

  3. Выберите параметр.

    Выделите параметр и нажмите J, чтобы присвоить его выбранной кнопке и вернуться в меню, отображенное в шаге 2. Повторите шаги 2 и 3, чтобы выбрать действие для другой кнопки.

  4. Выполните выход.

    Нажмите кнопку G, чтобы сохранить изменения и выйти.

Действия, которые можно присвоить функциональным кнопкам

В режиме фотосъемки функциональным кнопкам можно присвоить следующие действия:

  • AF-ON
  • Блокировка только АФ
  • Фиксация блокировки АЭ
  • Сброс блокир. АЭ при спуск.
  • Блокировка только АЭ
  • Блокировка АЭ/АФ
  • Блокировка мощности вспышки
  • c Выключить/включить
  • Предварит. просмотр
  • Матричный замер
  • Центровзвешенный замер
  • Точечный замер
  • Замер эксп. по ярк. участ.
  • Серия брекетинга
  • Выбор синхрониз. спуска
  • + NEF (RAW)
  • Ведение объекта
  • Показ сетки кадрирования
  • Зум вкл./выкл.
  • МОЕ МЕНЮ
  • Верхний пункт МОЕ МЕНЮ
  • Просмотр
  • Защита
  • Выбрать область изобр.
  • Кач. изоб./размер изоб.
  • Баланс белого
  • Режим Picture Control
  • Активный D-Lighting
  • Замер экспозиции
  • Режим/коррекция вспышки
  • Режим фокусировки/режим зоны АФ
  • Автобрекетинг
  • Мультиэкспозиция
  • HDR (расш. динам. диап.)
  • Режим задержки экспозиции
  • Блокиров. выдерж. и диаф.
  • Выделение пиков
  • Оценка
  • Выбор ном. объек. без CPU
  • Нет

Действия, исполняемые функциональными кнопками в режиме видео, можно выбрать с помощью пользовательской настройки g2 (Назнач. польз. эл. управ.); доступные параметры отличаются от параметров для режима фотосъемки.

Нужна ли мне полноформатная матрица?

Если вы вообще задаетесь таким вопросом, то ответ будет однозначным: нет. Хотя, конечно, полноформатные матрицы улучшают результаты съемки благодаря глубине резкости и более низкому уровню шумов. Но при этом камера и «стекла» очень быстро опустошат ваш кошелек и накачают вам бицепсы из-за своего большого веса. Таким образом, если вы берете камеру не для съемок концертов или ночных животных, то вполне достаточно будет камеры с матрицей размера APS-C или даже меньше.

В сравнении современных DSLR- и DSLM-моделей очень убедительно выглядит относительно недорогая Panasonic Lumix GX80 с очень хорошим качеством изображения и возможностью ведения видеозаписи в разрешении 4К.

Достоинства и недостатки

Металлические фиксаторы ставятся на качественные и дорогие объективы. Такой вариант обеспечивает надёжное крепление оптической системы на корпусе фотоаппарата. Соединение не имеет люфта и может прослужить длительное время. В свою очередь пластиковое исполнение дешевле, но основным недостатком является низкая надёжность. Поэтому работая с частой сменой объективов нужно выбирать оптику с металлическим креплением. Соединение байонет обладает следующими достоинствами:

  • возможность быстрой замены объектива;
  • надёжная фиксация;
  • подключение электронных систем через контакты.

Резьбовое соединение в этом отношении заметно уступает байонетной системе, так как требует намного больше времени на замену одной “линзы” на другую. Кроме того в процессе съёмки резьба может самопроизвольно ослабнуть, что приведёт к нарушению фокусировки. Для установки оптики с креплением байонет на фотоаппарат, достаточно совместить точку-маркер, находящуюся на корпусе фотоаппарата с такой же точкой на объективе. Затем с лёгким нажатием повернуть объектив по часовой стрелке или против неё до щелчка фиксатора. Направление поворота оптики определяется компанией изготовителем и может быть разным. Так же у разных производителей отличается длина элементов крепления. Чтобы снять “линзу” достаточно нажать кнопку фиксатора и повернуть оптику в сторону, противоположную установке.

Поскольку современные объективы обладают встроенными электронными системами, то байонет должен обеспечивать не только механическое, но и электрическое соединение. В оптике может находиться шаговый или тихоходный электромотор, который управляет перемещением группы линз для обеспечения функции автофокусировки. Управление диафрагмой. Также зачастую в оптическую систему встраивается система электронной стабилизации. Поэтому в байонет креплении на корпусе камеры и объективе имеются электрические контакты, которые объединяют электрические схемы фотоаппарата и оптики в одно целое. Изначально, сменные “линзы” не оснащались встроенными двигателями и процессорами, а управление функциями осуществлялось с фотоаппарата механическим путем. Крепление байонет не имело электрического соединения, а для перемещения линз момент вращения передавался с двигателя, расположенного в фотокамере через крестообразный шлиц, называемый «отвёртка».

Байонеты по производителям

Даже у одного производителя могут быть подвохи и, купив объектив, подходящий для камеры Nikon, вы не получите его корректную работу. Некоторые догадались, что речь идет о размере матрицы. И объектив, который спроектирован для камеры с меньшей матрицей, будет работать не так, как нужно на камере с большей матрицей. Вот наоборот – вполне. Однако это тема наших последующих бесед. Ниже я представляю список маркировок байонетных креплений.

Производитель камерыБайонет
NikonF (FX)
F (DX)
1 (CX)
CanonEF
EF-S
EF-M
Sonyα-mount
E-mount (F)
E-mount (FE)
Panasonic, Olympus4/3 (FT)
micro 4/3 (MFT)
FujifilmX
PentaxK
Q
SamsungNX
LeicaM

Фокусное расстояние

Вторая важная характеристика объектива – его фокусное расстояние. Прежде всего, надо помнить, что фокусное расстояние может быть постоянным, а может быть переменным (зум-объектив). Как правило, при схожей цене, объективы с фиксированным фокусным расстоянием показывают гораздо более качественную картинку и обладают большей светосилой (об этом мы ещё поговорим). А кадрирование с такими объективами достигается либо, как говорят фотографы, «ногами» (то есть, вам нужно самостоятельно подходить ближе или отходить дальше), либо уже на стадии обработки фотографии.

Фокусное расстояние тесно завязано с углом обзора объектива. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше угол обзора и наоборот. Также чем больше фокусное расстояние, тем выше оптическое увеличение изображения – дальние объекты выглядят ближе, чем они есть на самом деле. Также ФР влияет и на геометрию кадра. Широкоугольные объективы делают близлежащие объекты более выпуклыми, поэтому их не стоит применять для съёмок портретов.

Съёмка на широкоугольный объектив

Не стоит, однако, путать ФР и дистанцию фокусировки. Последнее – это показатель, насколько близко к объекту может сфокусироваться объектив

Как правило, последнее важно для макро-объективов. Суть в том, что ближе дистанции фокусировки навести резкость у вас не получится даже вручную

Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Нередко также говорят об эквивалентном фокусном расстоянии (ЭФР). Если размер сенсора фотоаппарата (матрицы) отличается от принятого размера полного кадра, 36х24 мм, то вводится понятие кроп-фактора. Например, у камер Nikon DX кроп-фактор составляет 1,5. При этом, фокусное расстояние объектива 18 мм соответствует 18х1,5=27 мм ЭФР. То есть, объектив с ФР 18 мм на камере DX показывает примерно такую же картинку, как объектив с ФР 27 мм на камере FX (полнокадровой).

 Портрет, снятый с фокусным расстоянием 82 мм.

При нажатии на миниатюру откроется оригинальное изображение

Для съёмок портретов рекомендуется объектив с ЭФР не менее 75 мм. Как несложно подсчитать, для камер с кроп-фактором 1,5 (Nikon DX, камеры Sony c байонетом Sony E, большинство камер Canon) точное значение ФР объектива в этом случае составляет 50 мм. А для камер системы Micro 4/3 (Olympus, Panasonic) это значение – 37,5 мм.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий